Отделение по сопровождению инвалидов

                                               «ВЗРОСЛЕТЬ НЕ СТРАШНО»

"Закон борьбы за выживание сменится  законом взаимной помощи и солидарности"

Профессор Гарвардского университета 

Питирим Сорокин

                Актуальная  задача,  стоящая перед органами государственной власти  и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорит о совершенствовании системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.  Актуальность организации тренировочных квартир  для реализации программы подготовки молодых инвалидов с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в процессе поддерживаемого проживания обусловлена современными требованиями государственной социальной политики.   Национальная доктрина Российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации получателей социальных услуг,  в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение. Данная проблема нашла свое отражение в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.  В  письме Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-369 даны рекомендации, требующие разработки и реализации программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В социальной адаптации воспитанников большое значение имеет формирование ключевых компетенций. Формирование социальной компетентности в процессе жизненной адаптации наиболее актуально для воспитанников и выпускников интернатных учреждений.

              В связи с этим,  в учреждении назрела необходимость развития системы поддерживаемого проживания и организации  Отделения постинтернатного сопровождения, как структурного подразделения,  для выпускников дома-интерната, основные задачи которого заключаются в том, чтобы формировать у них общественно-трудовые и социальные навыки для  жизни в современном  обществе, оказывать юридическую, психологическую и педагогическую помощь в сложных жизненных ситуациях, помогать в формировании позитивного настроя  в формировании жизненных планов и профессиональных намерений, учить выполнять законы общества, развивать социально-бытовые навыки и уметь применять их в жизни.

ВИДЕОФИЛЬМ "МОЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ!"  

             Проект «Я смогу!» при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  обозначил:

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание системы подготовки выпускников  учреждения для самостоятельной жизни в обществе

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Организация отделения постинтернатного сопровождения в учреждении;
  2. Оборудование 2-х тренировочных квартир для реализации программы подготовки молодых инвалидов с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в процессе поддерживаемого проживания;
  3. Разработка и реализация программы подготовки молодых инвалидов с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в процессе поддерживаемого проживания;
  4. Подготовка специалистов учреждения к реализации программы, обмен опытом работы;
  5. Распространение  положительного опыта реализации программы постинтернатного сопровождения через публикации в СМИ, телевидение, через организацию семинара.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА «Я СМОГУ!»

            Отделение постинтернатного  сопровождения  - структурное подразделение  учреждения и место поддерживаемого проживания выпускников детского дома до момента создания благоприятных условий проживания в другом месте. Выпускники смогут  проживать  в отделении постинтернатного сопровождения  в возрасте до 23 лет. Создание Отделения постинтернатного  сопровождения (2 тренировочные квартиры по 2 человека в каждой) как структурного подразделения, должно обеспечить  комплексное сопровождение  воспитанника, достигшего 18 летнего возраста. Деятельность Отделения постинтернатного  сопровождения должно помочь воспитаннику полноценно адаптироваться в современном обществе. Проживающие в Отделении постинтернатного сопровождения будут иметь права и обязанности, которые  определяются Положением  Отделения постинтернатного сопровождения и другими локальными актами. Организация воспитательной работы осуществляется согласно программе постинтернатного сопровождения  с учетом уровня социализации выпускников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «Я СМОГУ!»

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
в рамках регионального инновационного проекта развития социального сопровождения семей с детьми в системе опеки и попечительства Иркутской области «Институт полиформатного образования участников социального сопровождения семей с детьми» 
 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ "РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ"

МАТЕРИАЛЫ

ПРОЕКТ "Я СМОГУ!" 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ "Я СМОГУ!"

Положение об отделении постинтернатного сопровождения

Договор на постинтернатное сопровождение получателей социальных услуг ОГБУ СО ИДДИ №1

Соглашение об оказании услуг поддерживаемого проживания в тренировочной квартире Отделения постинтернатного сопровождения ОГБУ СО ИДДИ №1

Протоколы заседаний рабочей группы по координации деятельности по реализации Проекта по организации  отделения постинтернатного сопровождения  "Я смогу!" 

Образец социальной карты 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ "Я СМОГУ!"

СЕРТИФИКАТ ЗА УСПЕШНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА  "Я СМОГУ!"

СМИ  О НАС

БайкалИнформ

Телекомпания АИСТ

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Новое Телевидение Сибири

Телеканал Россия. Вести


ФОТООТЧЕТЫ  О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА "Я СМОГУ!"

Видеоролик к "Вопросам финансовой грамотности" 


ВСТРЕЧА НОВОГО 2022 ГОДА

    

     

    

ПОСЕЩЕНИЕ КВЕСТ-ВЫСТАВКИ 

       

ПУШКИНСКАЯ КАРТА

     

УЧАСТИЕ ВО ВСЕМИРНОЙ АКЦИИ "ДЕНЬ ЧИСТОТЫ"

     


ЛУЧШИЕ ПРАЗДНИКИ ДОМА! ДНИ РОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ (2021)

     


ВМЕСТЕ ВСЕГДА ХОРОШО! УЧАСТИЕ В АКЦИИ "бЕГИ С ДОБРОМ!" (2021)

  


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЧАС ПО ТЕМЕ "ФИНАНСОВО НЕЗАВИСИМЫЙ ЧЕЛОВЕК"  (2021)

   


ПСИХОЛОГ ВСЕГДЯ РЯДОМ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ (2021)

     


Экскурсия в Пенсионный фонд  (2019)

        

                              


               

Почта. Виды связи. Посылки. Практическое занятие — заполнение бланков и квитанций.

                 

 Порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте.
Использование кредитных карт.

            


Благотворительная акция "Тепло протянутой руки" в сотрудничестве с Госпиталем Ветеранов Войн


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ДОРОГЕ

(Сентябрь 2019)

       


ЛЕТО 2019

Участие в турслете (август 2019)

         

  

                      

               

ГОТОВИМСЯ К ВСТРЕЧЕ НОВОГО 2019 ГОДА

                                                                  


УЮТНЫЕ БУДНИ


    

 

ГОСТИННЫЕ 

   

КУХНЯ

 

ВХОДНАЯ ГРУППА     

 

ВАННАЯ КОМНАТА


НАШИ ПОВСЕДНЕВНЫЕ  ДЕЛА И ЗАБОТЫ

Приготовление обеда

Стирка и глажение 

      

В выходные дни учимся печь блины и пироги

Минутка чтения

 

Так дом наполняется уютом 

ПРОЕКТ “ЖИЗНЬ КАК ЖИЗНЬ!” – УЧЕБНОЕ СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ

                                            В апреле 2019 года проект «Жизнь как жизнь» стал победителем I этапа  Всероссийского конкурса «Курс на семью», организованного Благотворительным  фондом Елены и Геннадия Тимченко.    В 2020 году проект «Жизнь как жизнь» стал победителем II этапа конкурса по направлению «Постинтернатное сопровождение, подготовка к самостоятельной жизни выпускников учреждения».поддержка максимально возможной самостоятельности инвалидов в организации их быта, занятости, досуга, взаимодействия в социуме и обеспечение их подготовки к самостоятельному и независимому проживанию, самореализация инвалидов и интеграция их в общество.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

– улучшение качества жизни получателей социальных услуг путем максимального приближения условий проживания к домашней обстановке; – создание условий для формирования у получателей социальных услуг навыков самообслуживания, самопомощи, повышение уровня их социального функционирования; – осуществление мероприятий, направленных на развитие (компенсацию, восстановление) у получателей социальных услуг знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного и независимого проживания и жизнедеятельности в быту, трудовой занятости, социального взаимодействия в обществе; – содействие расширению коммуникативного и жизненного пространства получателей социальных услуг, нормализации их личностно-социального и психологического статуса; – осуществление мероприятий, направленных на подготовку получателей социальных услуг  к самостоятельной жизни в местном сообществе, адаптацию к окружающему пространству и местной социальной инфраструктуре. – организация сопровождаемой дневной занятости (досуг, обучение, трудоустройство), активизация внутренних и внешних ресурсов получателей социальных услуг с целью повышения уровня их социальной активности.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

инвалиды (выпускники) детских домов-интернатов системы социальной защиты населения в возрасте от 18 лет, имеющие умственную отсталость и психические расстройства.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Деятельность по реализации проекта «Жизнь как жизнь!»  направлена на создание условий для овладения лицами с ограниченными возможностями здоровья навыками, необходимыми для самостоятельного проживания на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны. Молодые люди проживают в квартире в жилом доме г. Иркутска на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области. Реализация проекта осуществляется через мероприятия по подготовке к самостоятельной жизни по следующим направлениям: – формирование навыков по планированию личного бюджета; – подготовка к семейной жизни; – приобретение бытовых навыков; – формирование здорового образа жизни; – содействие в трудоустройстве; – повышение правовой грамотности; – организация досуга; – формирование коммуникативных навыков. Зачисление в проект осуществляется на основании личного заявления гражданина. Социальные услуги предоставляются: –  в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ); –  на основании  договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

«Организация сопровождаемого проживания в условиях тренировочных квартир»

Организация тренировочных квартир для реализации программы подготовки молодых инвалидов с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в процессе поддерживаемого проживания обусловлена современными требованиями государственной социальной политики. Национальная доктрина Российского образования до 2025г. предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации получателей социальных услуг, в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение. Актуальность данного проекта заключается:
  1. В реализации права людей с ментальной инвалидностью на нормализацию жизни в социуме.
  2. Создании условий для выхода выпускников в самостоятельную жизнь.
Цель: Создание системы подготовки выпускников для самостоятельной жизни в обществе и социальная интеграция Результат: Жизнь в социуме В ОГБУСО «Иркутский центр социальной реабилитации «Вера» с 2018г. реализованы 2 проекта по организации постинтернатного сопровождения. Проект «Я смогу!» поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и призвана помочь выпускнику полноценно адаптироваться в современном обществе. Проект «Жизнь как жизнь» поддержан Фондом Елены и Геннадия Тимченко. Целью которого является создание эффективной комплексной системы постинтернатного сопровождения с поддерживаемым проживанием молодых инвалидов с умственной отсталостью на базе учебной квартиры, расположенной в жилом доме г. Иркутска. Деятельность по реализации проекта «Жизнь как жизнь!»  направлена на создание условий для овладения молодыми людьми с инвалидностью, необходимыми для самостоятельного проживания на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны. Молодые люди проживают в квартире на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области и договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. Модель самостоятельного проживания молодых инвалидов на базе учебной квартиры является логическим продолжением внедрения и развития практики «Я смогу!». За основу нами был взят опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Пскова. Вооружившись необходимыми знаниями, опытом коллег из регионов, мы внедрили практики проживания в тренировочных квартирах. Сопровождаемое проживание предполагает:
  1. Жизнь дома, а не в стационаре
  2. Обычное социальное окружение
  3. Работа отдельно от проживания
  4. Обучение – обязательный компонент сопровождения
  5. Объём предоставляемых услуг соответствует индивидуальным потребностям (помощи столько, сколько необходимо, самостоятельности столько, сколько возможно)

Организация приема обучающихся

Условия приёма:  -Прием на обучение на добровольной основе (желание потенциального участника) - Дневная занятость (обучение, трудовая деятельность) - возраст от 18 лет. Формирование групп: - Психологическая совместимость потенциальных участников - разнополый состав групп

Этапы сопровождаемого проживания:

  • Подготовительный (подбор кандидатов к сопровождаемому проживанию, формирование групп)
  • Учебный (обучение навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредствам освоений необходимых социальных компетенций, адаптации к самостоятельной жизни) 
  • Сопровождаемое проживание (Оказание необходимой помощи в развитии и поддержке максимальной возможной самостоятельности в организации повседневной жизни, в обеспечении условий, направленных на создание им возможности на участие в жизни общества)

Принципы сопровождаемого проживания:

  • Приоритет уважения человеческого достоинства и прав личности 
  • Ориентация на нормализацию жизни
  • Индивидуальный подход
  • Проживание малыми группами
  • Командный подход специалистов
  • Объем помощи соразмерно реальной потребности

Локальная документация: 

  1. Положение об отделении по сопровождению инвалидов
  2. Социальная карта получателя социальных услуг (образование, социальный статус, медицинские особенности, профессиональные предпочтения и навыки, сведения о жилье, имуществе, оценка развития социальные сети-родственники/опекуны ближайшие, наличие документов, диагностика (личностные особенности, оценка уровня социализации, социальные навыки)).
  3. Согласие получателя социальных услуг.
  4. Договор найма (городская кв.).
  5. Договор о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
  6. Индивидуальная программа.
  7. Правила проживания в тренировочных кв. 

Организация сопровождаемого проживания

Диагностика:
Социально –психологическая адаптация Социально-бытовая адаптация
Ситуативное обучение, содействие в организации быта:
Содействие в получении: медицинской, психологической, юридической помощи Организация занятости, обучение, составление бюджета
Программа сопровождения:
Индивидуальное сопровождение имеет комплексный подход и направлено на социализацию, содействие занятости и интеграции в обществе Постоянное сопровождение от 8 до 24ч
За всё время курс подготовки к самостоятельной жизни прошли 45 человек.

Порядок оказания услуг сопровождаемого проживания:

Регулярное сопровождение – услуги данного уровня предназначены для ребят, которые могут частично обслуживать себя, имеют элементарные навыки бытовой деятельности, общения и взаимодействия и способны ориентироваться в ближайшем пространстве, но часто при этом нуждаются в поддержке и присмотре. Молодые люди большинство работ по дому выполняют сами (совершение покупок, приготовление пищи, уход за одеждой, уборка комнаты и др.) при дозированной поддержке специалистов. Параллельно идет индивидуальная и групповая работа специалистов с целью выработки (закрепления) стереотипов социального поведения, навыков самообслуживания и самостоятельной жизни. В данном случае от специалистов требуется обеспечение надлежащими санитарно-гигиеническими условиями, предоставление реабилитационных и социальных услуг. Наши студенты проходят обучение в ОГБПОУСО «Иркутском реабилитационном техникуме»

Обучение по специальностям:

  1. облицовщик –плиточник,
  2. столяр,
  3. маляр-строительный,
  4. портной,
  5. рабочий зелёного хозяйства.

Организация досуговой деятельности. 

С ребятами проводят как индивидуальные, так и групповые занятия специалисты отделения. В свободное время они посещение торговые центры, музеи, театры, осуществляются выезды в город для ознакомления с новыми маршрутами.

Показатели эффективности внедрения технологии сопровождаемого проживания.

  1. Создание условий для устойчивости жизнедеятельности молодых людей с ментальными нарушениями
  2. Повышение социальной адаптивности на 25%
  3. Удовлетворенность участников целевой группы качеством предоставления социальных услуг 96%
  4. Повышение уровня качества жизни участников целевой группы на 30%
  5. Создание новых социальных связей

Ожидаемые результаты

  • Профессиональная самореализация
  • Развитие личности выпускника детского дома в процессе сопровождаемого проживания
  • Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность)
  • Подготовка к самостоятельной жизни.

Дальнейшая деятельность 

  1. Внедрение системы сопровождаемого проживания молодых инвалидов с умственной отсталостью в г. Иркутске
  2. Расширение сети социальных партнеров на уровне регионов России. Укрепление тесного сотрудничества с представителями партнерских организаций в решении проблем по сопровождению выпускников детского дома
  3. Расширение Отделения по сопровождению для большего количества выпускников
  4. Продвижение инновационного опыта межведомственного взаимодействия на российском уровне с помощью интернет-пространства
  5. Очень важным является развитие технологии наставничества как индивидуального взаимодействия добровольца - наставника и выпускника