ПРОЕКТ “ЖИЗНЬ КАК ЖИЗНЬ!” – УЧЕБНОЕ СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ

В апреле 2019 года проект «Жизнь как жизнь» стал победителем I этапа Всероссийского конкурса «Курс на семью», организованного Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В 2020 году проект «Жизнь как жизнь» стал победителем II этапа конкурса по направлению «Постинтернатное сопровождение, подготовка к самостоятельной жизни выпускников учреждения».поддержка максимально возможной самостоятельности инвалидов в организации их быта, занятости, досуга, взаимодействия в социуме и обеспечение их подготовки к самостоятельному и независимому проживанию, самореализация инвалидов и интеграция их в общество.

 

Задачи проекта

  • Улучшение качества жизни получателей социальных услуг путем максимального приближения условий проживания к домашней обстановке;
  • Создание условий для формирования у получателей социальных услуг навыков самообслуживания, самопомощи, повышение уровня их социального функционирования;
  • Осуществление мероприятий, направленных на развитие (компенсацию, восстановление) у получателей социальных услуг знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного и независимого проживания и жизнедеятельности в быту, трудовой занятости, социального взаимодействия в обществе;
  • Содействие расширению коммуникативного и жизненного пространства получателей социальных услуг, нормализации их личностно-социального и психологического статуса;
  • Осуществление мероприятий, направленных на подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни в местном сообществе, адаптацию к окружающему пространству и местной социальной инфраструктуре.
  • Организация сопровождаемой дневной занятости (досуг, обучение, трудоустройство), активизация внутренних и внешних ресурсов получателей социальных услуг с целью повышения уровня их социальной активности.

Участники проекта

  • Инвалиды (выпускники) детских домов-интернатов системы социальной защиты населения в возрасте от 18 лет, имеющие умственную отсталость и психические расстройства.

Аннотация проекта

Деятельность по реализации проекта «Жизнь как жизнь!» направлена на создание условий для овладения лицами с ограниченными возможностями здоровья навыками, необходимыми для самостоятельного проживания на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны. Молодые люди проживают в квартире в жилом доме г. Иркутска на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области.

Реализация проекта осуществляется через мероприятия по подготовке к самостоятельной жизни по следующим направлениям:

  • Формирование навыков по планированию личного бюджета;
  • Подготовка к семейной жизни; – приобретение бытовых навыков;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Содействие в трудоустройстве;
  • Повышение правовой грамотности;
  • Организация досуга;
  • Формирование коммуникативных навыков.

Зачисление в проект осуществляется на основании личного заявления гражданина. Социальные услуги предоставляются:

  • В соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ);
  • На основании договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Организация сопровождаемого проживания в условиях тренировочных квартир

  • Организация тренировочных квартир для реализации программы подготовки молодых инвалидов с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в процессе поддерживаемого проживания обусловлена современными требованиями государственной социальной политики. Национальная доктрина Российского образования до 2025г. предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации получателей социальных услуг, в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение.

Актуальность проекта

  • Реализация права людей с ментальной инвалидностью на нормализацию жизни в социуме.
  • Создание условий для выхода выпускников в самостоятельную жизнь.

Цель проекта

  • Создание системы подготовки выпускников для самостоятельной жизни в обществе и социальная интеграция.

Результат проекта

  • Жизнь в социуме.

Документация

Положение об отделении постинтернатного сопровождения

Социальная карта получателя социальных услуг (образование, социальный статус, медицинские особенности, профессиональные предпочтения и навыки, сведения о жилье, имуществе, оценка развития социальные сети-родственники/опекуны ближайшие, наличие документов, диагностика (личностные особенности, оценка уровня социализации, социальные навыки)).

Договор на постинтернатное сопровождение

Договор найма специализированного жилого помещения в домах социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда иркутской области

Индивидуальный план постинтернатного сопровожден

Cогласие на постинтернатное сопровождение

Программа «Жизнь как жизнь»

Памятка «Жизнь как жизнь»

 

Проект «Жизнь как жизнь» поддержан Фондом Елены и Геннадия Тимченко. Целью которого является создание эффективной комплексной системы постинтернатного сопровождения с поддерживаемым проживанием молодых инвалидов с умственной отсталостью на базе учебной квартиры, расположенной в жилом доме г. Иркутска. Деятельность по реализации проекта «Жизнь как жизнь!» направлена на создание условий для овладения молодыми людьми с инвалидностью, необходимыми для самостоятельного проживания на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны. Молодые люди проживают в квартире на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области и договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. Модель самостоятельного проживания молодых инвалидов на базе учебной квартиры является логическим продолжением внедрения и развития практики «Я смогу!». За основу нами был взят опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Пскова. Вооружившись необходимыми знаниями, опытом коллег из регионов, мы внедрили практики проживания в тренировочных квартирах.

Сопровождаемое проживание предполагает:

  • Жизнь дома, а не в стационаре;
  • Обычное социальное окружение;
  • Работа отдельно от проживания;
  • Обучение – обязательный компонент сопровождения;
  • Объём предоставляемых услуг соответствует индивидуальным потребностям (помощи столько, сколько необходимо, самостоятельности столько, сколько возможно);
  • Организация приема обучающихся.

 

Условия приёма:

  • Прием на обучение на добровольной основе (желание потенциального участника);
  • Дневная занятость (обучение, трудовая деятельность);
  • Возраст от 18 лет;
  • Психологическая совместимость потенциальных участников;
  • Разнополый состав групп.

 

Этапы сопровождаемого проживания:

  • Подготовительный (подбор кандидатов к сопровождаемому проживанию, формирование групп);
  • Учебный (обучение навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредствам освоений необходимых социальных компетенций, адаптации к самостоятельной жизни);
  • Сопровождаемое проживание (Оказание необходимой помощи в развитии и поддержке максимальной возможной самостоятельности в организации повседневной жизни, в обеспечении условий, направленных на создание им возможности на участие в жизни общества).

 

Принципы сопровождаемого проживания:

  • Приоритет уважения человеческого достоинства и прав личности;
  • Ориентация на нормализацию жизни;
  • Индивидуальный подход;
  • Проживание малыми группами;
  • Командный подход специалистов;
  • Объем помощи соразмерно реальной потребности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ

Диагностика

Социально –психологическая адаптация Социально-бытовая адаптация

Ситуативное обучение, содействие в организации быта

Содействие в получении: медицинской, психологической, юридической помощи Организация занятости, обучение, составление бюджета

Программа сопровождения

Индивидуальное сопровождение имеет комплексный подход и направлено на социализацию, содействие занятости и интеграции в обществе Постоянное сопровождение от 8 до 24ч

 

За всё время курс подготовки к самостоятельной жизни прошли 46 человек.

Наши студенты проходят обучение в ОГБПОУСО «Иркутском реабилитационном техникуме».

Обучение по специальностям:

  • Облицовщик –плиточник;
  • Столяр;
  • Маляр-строительный;
  • Портной;
  • Рабочий зелёного хозяйства.

 

Организация досуговой деятельности:

  • С ребятами проводят как индивидуальные, так и групповые занятия специалисты отделения. В свободное время они посещение торговые центры, музеи, театры, осуществляются выезды в город для ознакомления с новыми маршрутами.

 

Показатели эффективности внедрения технологии сопровождаемого проживания:

  • Создание условий для устойчивости жизнедеятельности молодых людей с ментальными нарушениями.
  • Повышение социальной адаптивности на 25%.
  • Удовлетворенность участников целевой группы качеством предоставления социальных услуг 96%.
  • Повышение уровня качества жизни участников целевой группы на 30%.
  • Создание новых социальных связей.

 

Ожидаемые результаты:

  • Профессиональная самореализация.
  • Развитие личности выпускника детского дома в процессе сопровождаемого проживания
  • Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность).
  • Подготовка к самостоятельной жизни.

 

Дальнейшая деятельность:

  • Внедрение системы сопровождаемого проживания молодых инвалидов с умственной отсталостью в г. Иркутске.
  • Расширение сети социальных партнеров на уровне регионов России. Укрепление тесного сотрудничества с представителями партнерских организаций в решении проблем по сопровождению выпускников детского дома
  • Расширение Отделения по сопровождению для большего количества выпускников.
  • Продвижение инновационного опыта межведомственного взаимодействия на российском уровне с помощью интернет-пространства.
  • Очень важным является развитие технологии наставничества как индивидуального взаимодействия добровольца - наставника и выпускника.