“ЛЕТО- ПОРА ТВОРЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ!”
Все дети без исключения с радостью ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. И здесь важно не обмануть ожидания детей. Летние оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности. Им присущи особая организованная структура, специфическая деятельность, обусловленная интересами и потребностями детей в организации их свободного времени. Воспитательная ценность работы детского оздоровительного лагеря в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально – привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека. Детский летний лагерь – это временный детский коллектив. Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка. Задача летнего лагеря – помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности – воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление. Организация деятельности детей в ДОЛ “Солнышко” предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Одним из ведущих направлений в культурно-досуговой деятельности ДОЛ “Солнышко” лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребята вводятся в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели – это замысел – задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема, идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами. Структурно игра развивается в течение 21 дней смены и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий.
Игровая модель планирования лагерной смены
Одним из ведущих направлений в культурно-досуговой деятельности ЛТО “Солнышко” лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребята вводятся в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели – это замысел – задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема, идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами. Структурно игра развивается в течение 18 дней смены и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий.
В план каждой смены обязательно включается организация заезда и разъезда детей; проведение церемоний открытия и закрытия лагерной смены. В основе организации деятельности лежит тематическая программа – период. Тематический период – несколько дней смены, включающих ряд мероприятий, объединенных одной идеей. Это могут быть и знаменательные даты, празднование которых выпадает на смену, и сюжетно-ролевые игры, и развивающие программы. На протяжении каждой лагерной смены запланировано проведение 3-4 тематических периодов.
Создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию
- Принцип природосообразности. Воспитание у детей собрано их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
- Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
- Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
- Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации. Максимальная занятость детей во время летних каникул.
- Принцип диалогичности. Взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
- Принцип самостоятельности. Предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
- Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.
- Принцип гармонизации. Нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.
- Принцип ненасилия. Исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка
Работа по сплочению детского коллектива
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
– Огонёк «Расскажи мне о себе»
– коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись»
– игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»
– игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»
Работа по развитию творческих способностей детей
– Оформление лагерного уголка, газет-молний, фотогазеты
– Ярмарка идей и предложений
– Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»
– Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!»)
– Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
– Итоговая выставка поделок из природного и бросового материала, рисунков.
Работа по патриотическому развитию детей
– Беседа «Символика Российской Федерации»
– Дискуссия «Природа моего края»
– Беседа «Поговорим о матушке-природе»
– Викторина «Родной край»
– Конкурс рисунков – «Грибное лето!»
Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой каждой смены:
- Ромашка
- Ромашка (младший возраст)
- Ромашка (средний возраст)
- Ромашка (старший возраст)
- Студия “Солнечный мыс”
- Детектив-шоу
- Танцоры
- Палитра
- Путешествие по цветным морям
- КТД Сказка
- Времена года
- Сказочные карточки
- Вселенская Тайна
- Мы строим мост
- Карта острова сокровищ
- Сами себе сказочники
- Корабельный вечер (театральные импровизации)
- Набор творческих заданий «Эстафета весёлых задач»
- Большой праздник
- КТД «Звездные экипажи».
.