ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Тел.: (83952) 53-16-97
"Воспитание через творчество"
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Нечаева Юлия Александровна
Воспитатель ВКК, ОГБУСО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ №1 ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО
В декларации прав ребенка записано «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Как дать это лучшее детям с нарушениями в развитии? Как помочь ему не только выжить в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, но и в меру его возможностей развить его способности, интересы и увлечения? Как защитить его от ударов судьбы и в то же время позволить активно включиться в жизнь общества? По умственному и физическому состоянию наши воспитанники значительно отличаются от сверстников, которые воспитываются в семьях. Темп развития наших ребят замедлен, значительно запаздывает относительно возрастной нормы. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, которое отмечается на всех ступенях развития: пассивность во всех видах деятельности, отсутствие или обедненная речь, пониженное внимание и память. Ребята испытывают дефицит общения, сказывается отсутствие социального опыта, что вызывает состояние психической депривации: сниженная инициативность, отсутствие любознательности или наоборот, низкий уровень игровой деятельности и всех познавательных процессов. Проведенные психолого-педагогические исследования выделяют ряд проблем у ребят, которые поступают в детский дом, а также особенности их социальной адаптации в условиях детского дома:
- трудности в формировании привязанностей и вступления во взаимоотношения, как с педагогами, так и с другими детьми;
- присутствие страха, который испытывают дети при разлуке с родственниками или опекунами, родителями, который нередко наблюдается у выпускников в течение всей жизни;
- выявляется низкая самооценка, вызванная отсутствием принадлежности к семье;
- отсутствия чувства доверия и уважения к другим людям, чаще это дети, которые поступили в детский дом в подростковом возрасте и относятся к «группе риска».
Пробуя различные методы по усовершенствованию условий для воспитанников детского дома, инициативная группа педагогов стала применять метод терапевтических сказок в коррекционно-воспитательном процессе. Создать безопасное пространство, исключающее насилие, сформировать у детей навыки безопасного поведения в социуме можно при помощи сказок с «лечебным» эффектом. Терапевтические или лечебные сказки - это сказки для детей, которые содержат в себе особые жизненные подсказки, которые позволяют найти выход из различных трудных или спорных жизненных ситуаций. В терапевтических сказках воссоздается аналогичная жизненной ситуация - описываются проблемы, взгляд со стороны, рассматривается, хотя бы один способ ее решения. «Лечебная» сказка позволяет отделить от ребенка его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, наши ребята критично и негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается ребенком, как им самим найденное решение. Очень часто ребята настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Обычно, так бывает во время поступление новичка в группу, в период адаптации ребенка к новым условиям, разногласий с одногруппниками, с педагогом или наставником. Именно сказки терапевтической направленности могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне.
Идея постановки спектаклей на основе терапевтических сказок возникла в рамках реализации проекта по профилактике жестокого обращения с детьми.
Применяя метод терапевтических сказок, группа педагогов стала использовать данную технологию в группах воспитанников разного возраста. Совместно с педагогом ребята занимались поиском информации: нашли и перечитали большое количество художественной литературы, в частности сказок русских, советских и современных авторов. Занимались пересказыванием, рассказыванием, распределением и выбором ролей, рассматриванием и определением персонажей, изготовлением костюмов и декораций, постановкой сказок в группах. С целью сплочения детского коллектива, в рамках оказания психологической помощи и поддержки вновь прибывшим детям, профилактики жестокого обращения между детьми внутри группы – обозначились основные цели данной проектной деятельности.
Педагогический коллектив детского дома постепенно пришел к необходимости создания такой модели образования и воспитания, которая позволила бы по максимуму включить воспитанников детского дома с нарушениями в развитии в то, что им доступно в большей степени, - в совместную с педагогом трудовую и творческую деятельность.
Театральная деятельность, как искусство воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При постановке и показе спектаклей применяется художественное слово, наглядный образ, декоративное оформление, и музыка. Трудовая деятельность в данном случае: чтение и разучивание текстов, изготовление декораций и пошив костюмов является опорой, на которой строится и крепнет процесс взаимодействия педагога и ребенка. А умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского дома по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию ребят. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, страхи, агрессию, жестокость.
Работа по данному направлению
осуществлялась в несколько этапов:
Этап: разработаны концепция подготовки театральных постановок, основой которой стало формирование творчески активной личности педагога и воспитанника, воспитание у воспитанников социально значимых умений и навыков через творчество;
2 Этап: утверждены виды деятельности, приоритетные направления работы, определены наиболее эффективные формы и методы деятельности. Работа на данном этапе осуществлялась, исходя из следующих принципов:
- широкое использование познавательной и художественной литературы;
- профессиональная ориентация воспитанников и их социальная адаптации с опорой на опыт предшествующих поколений;
- целенаправленное развитие личности воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и способностей;
3 Этап: подведение итогов по проектной деятельности, определение эффективности применяемых технологий.
Деятельность проекта реализуется в ходе творческого сотрудничества педагога и детей:
1. Педагогом озвучивается тема проектной деятельности, затем начинается работа, которая включает несколько ключевых этапов.
2. Планируется подготовка к театральной постановке каждой сказки. Ребятами 4 –х групп были выбраны следующие сказки психокоррекционной направленности:
- «Кактус»;
- «Сказка про царевну Несмеяну»;
- «Теремок»;
- «Воздушный шар».
3. Через различные виды деятельности реализовывалась проектная деятельность «Сказка ложь, да в ней намек»: освещение темы воспитателем в группе, беседы с детьми на темы: «Дари добро», «Вежливое слово», «Мир добрых поступков».
4. С ребятами групп тесно взаимодействовал педагог-психолог учреждения - проводились тренинги «Чувства, эмоции, обида», «Как правильно общаться», "Давай держаться за руки".
5. Просмотр мультфильмов-сказок, знакомство с иллюстрациями разных художников, беседы о театре и театральной деятельности, разбор ролевых ситуаций: диалоги главных героев сказки, постановка движений и танцевальных зарисовок, рисование, аппликация, лепка в ходе изготовления атрибутов и декораций с посильным участием детей. Выбор и распределение ролей, разучивание текста по роли. Репетиции, подбор музыки, показ готового спектакля.
Формы и методы работы с каждой конкретной группой детей воспитатели выбирали в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Работа в проекте предусматривала вариативность занятий и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Оценка результатов проектной деятельности
«Сказка в помощь»
В результате реализации проектной деятельности «Сказка в помощь» дети детского дома обогатили свой социальный опыт, обрели новый уровень взаимоотношений внутри группы – стало меньше конфликтов между ребятами одной группы, дети заметно сплотились и воодушевились на новые творческие дела. Ребята стали более инициативны, любознательнее, повысился интерес к коллективным творческим мероприятиям, выделилась группа детей, которые увлеклись музыкой и танцами, речь ребят стала более яркой и эмоциональной. У детей повысился уровень игровой деятельности. В результате реализации проектной деятельности планируется создание творческой группы детей и воспитателей, готовой к гастрольной деятельности за пределами детского дома, с театральными постановками сказок, подготовленной совместными усилиями.
Миссией детского дома было и остается – повышение качества жизни воспитанников и педагогов через творческо-трудовую деятельность. Поэтому идеи перехода детского дома на новый этап развития основываются на социализации детей с ОВЗ, на формировании у них социально-значимых умений и навыков, на воспитание духовно-нравственных качеств.