«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ»

Материалы VII Байкальских родительских чтений

«Связь времен и поколений» (Иркутск, 2018г.)

 

Степанова Наталья Владимировна

Воспитатель ВКК  ОГБУ СО Иркутский детский дом-интернат №1

для умственно отсталых детей

 

     Работая много лет с такими детьми, я пришла к выводу о том, что у детей, которые до поступления в детский дом воспитывались в семье, намного медленнее идет развитие, чем у детей, поступающих из детских учреждений. В чем же дело? Казалось бы, мама уделяет такому ребенку все свое время, почему же этот ребенок испытывает значительные  затруднения в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде? А ответ простой: гиперопека такого ребенка. Родители не понимают, что отдавая всю свою любовь ребенку, они тем самым вредят ему. Необходима тщательная работа с ребенком по развитию познавательной, сенсорной, эмоциональной сфер, по развитию мелкой моторики. Однако было бы наивно полагать, что мама ребенка, будь она хоть семи пядей во лбу, достаточно хорошо подготовлена к решению задач.

    С чего же начинать обучение?

    Во-первых, с осознания родителями того, что обучение ребенка с тяжелыми нарушениями обязательно. Во-вторых, с понимания проведения диагностики. Страхи родителей, сталкивающихся с ней, понять можно, но уходить от диагностики – значит обрекать ребенка на многочисленные проблемы.

    Что в первую очередь должны знать родители о своих детях?

    Дети с проблемами в развитии быстро утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук неловкие, несогласованные.

    В настоящее время существует большое количество различных методик проведения первичного психолого-педагогического изучения детей дошкольников. Предлагаемые в них задания позволяют выявить сформированность психических процессов, сенсорных эталонов. Важным показателем является сформированность двигательной сферы – общая координация движений, умение управлять своим телом, мелкая моторика. В ходе обследования устанавливается бытовой и социальный опыт ребенка.

    Особое внимание родители должны уделить на состояние мелкой моторики рук ребенка.

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, мышление, внимание, координацию в пространстве, восприятие и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка. Получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.

    Начинать работу нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения. Это обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой и т.д.  Также нужно использовать и разучиваемые комплексы упражнений, сопровождаемые элементарным стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Для того чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у малыша, можно предложить ему выполнить несколько заданий в игровой форме. Посадите ребёнка за стол, затем положите перед ним бумагу и попросите его положить ручки так, чтобы они обе поместились на листке, при этом ладони должны быть с разведёнными пальцами. После этого обведите руки ребёнка карандашом. Пусть ребёнок поднимет руки и попробует их снова положить на место. Далее предлагайте ребенку поднимать лишь тот пальчик, который будет указан вами. Если ребенок не может поднять нужный пальчик или при этом непроизвольно поднимаются другие пальчики, необходимо с малышом тщательно заниматься.

    Можно предложить задания с игрушками: надеть на стержень кольца пирамидки, собрать матрешку или другие мелкие предметы, застегнуть пуговицы на одежде и упряжку на обуви, завязать-развязать узелки на шнурках или ленточках. Нужно обратить внимание на то, в каком темпе ребенок выполняет задания, на подвижность пальцев. Если он успешно выполняет все задания в хорошем темпе, не напрягая пальцы и кисть, это очень хороший результат. Если же у ребенка не получается, выполнение задания сопровождается раздражением, пальцы его не слушаются, малоподвижны – стоит уделить время развитию мелкой моторики

Что должны знать родители, приступая к обучению ребенка?

Должна быть систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. Последовательность обучения – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.  Но, если ребенок постоянно требует продолжения одной и той же игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера.
Для любого человека, независимо от его возраста и развития, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оценено.
Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

    Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, родители должны создать активную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и мелкой моторики:

- всевозможные шнуровки;

- различные застежки;

- игрушки вкладыши;

- игры с мозаикой;

- игры с мелкими и крупными предметами: бусинами, пуговицами, камушками, зернами;

- игры с прищепками.

    Но, отдельно взятые дидактические игры, мало приносят радости детям. Часто ребенок отказывается выполнять те задания, которые у него не получаются или отдает предпочтение к определенным видам задания.

      Все это не способствует развитию и мелкой моторики, и восприятия, и эмоциональной сферы.

     Одной из эффективных форм развития  мелкой моторики у детей я считаю занятия по ИЗО-деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник.

    Во время работы дети  получают необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.  Им интересно рисовать пальчиками, ладонью, кулачками, различным бросовым материалом. Ведь это все для детей необычно, а главное - доступно. Поэтому родителям необходимо обратить свое внимание на этот вид деятельности.

    Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Вследствие этого, занятие с ребенком должно представлять собой игру, которая состоит из трех частей:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры и упражнения;

- изобразительное творчество.

   Все три части занятия должны быть взаимосвязаны между собой одной темой.

              Таким образом, исходя из вышесказанного, данные занятия с ребенком развивают у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.