«Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности»

        Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей  к культуре своего народа, поскольку обращение к человеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. В Иркутском детском доме №1 особое внимание уделяется  созданию единого образовательного пространства для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре. Процесс познания быта наших предков проходит в творческой, познавательной атмосфере. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Так как семья – это небольшое государство, в ней существуют свои традиции и обычаи. Все эти обычаи являются неотъемлемой частью уважения к старшему поколению, и ко всем членам семьи. Все это способствует укреплению семьи, дружбе, взаимопониманию, взаимопомощи и конечно любви.       Формирование основ народной культуры носит  комплексный характер и пронизывает все виды деятельности детей, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

         Ребята младшей группы на занятиях по кружковой работе приготовили из соленого теста сладкий пирог, а затем обыграли в народных традициях «Русское чаепитие». Девочки старшей группы на занятиях по прикладному творчеству посредством  знакомства с историей традиционных русских ремесел (шитье, вышивание, ткачество) смастерили традиционные русские игрушки куколки-закрутки, сшили им красивые сарафаны, а затем подарили эти куколки самым маленьким девочкам, которые с радостью принялись с ними играть. В творческих мастерских «Берестяная» и «Ручное ткачество» ребята приобщаются к русскому народному декоративно-прокладному искусству, изучают основы лоскутного шитья, ручного ткачества, работе по бересте. Особое место на занятиях занимают малые фольклорные формы: игры-забавы, потешки, загадки, песни, пословицы, считалки. Ведь фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой.

      Изучение традиционной народной культуры на занятиях организуются по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. При таком подходе у детей формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности.