«LEGO-конструирование, как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей с ОВЗ»

       В Иркутском детском доме-интернате №1 в организации деятельности детей особое внимание уделяется конструированию, в том числе с использование конструктора LEGO. Конструирование – один из любимых видов детской деятельности,  отличительной особенностью которого является самостоятельность и творчество. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают, они учатся слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

      Важным моментом в формировании детской деятельности, является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Сначала ребята учатся составлять композиции из кубиков по заданной теме. У детей закрепляются навыки работы с кон­структором LEGO, на основе которых у них формируются новые причинно-следственные связи. Затем они учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это кон­струирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строи­тельным материалом.

     Конструктивное творчество старших ребят отличается содержательностью и техническим разнообразием, они способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Завершающим фактором формирования умения планировать свою постройку при помощи LEGO является развитие творческой фантазии детей:  конструирование по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Созданные LEGO - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO - элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.  Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у них развивается умение пользоваться схемами, техническими картами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.