Инновационные технологии в логопедической практике

Плуталова Э.С.

Областное государственное бюджетное учреждение социального  обслуживания

Иркутский детский дом-интернат № 1

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Концепция модернизации российского специального образования ставит перед современными учреждениями социального обслуживания задачу достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. И для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных программ и педагогических технологий.

Обобщая, что же такое инновационные технологии можно сказать, что инновационные технологии – это  внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие)

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

В итоге, пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.

Я сделала акцент на шести составляющих технологиях: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, современные технологии логопедического массажа, нейропсихологические и психолингвистические  приемы диагностики и коррекции, современные технологии сенсорного воспитания, информационные технологии.

Раскрою немного каждую технологию:

Музыкотерапию применяем в логопедии для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков

Изотерапия – метод психо-коррекционной работы с детьми – логопатами

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.

Сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребёнка через проживание сказки.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Песочная терапия – способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания, обучения и коррекции – одна из приоритетных задач специальной педагогики. Сохранение и укрепление здоровья, как в непосредственно коррекционно-образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушением речи, т.к. они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания,  тем более для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К пальцевому массажу относятся: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж, массаж орехами, каштанами, массаж шестигранными карандашами, массаж чётками, травяными мешочками, камнями, зондами, приборами су-джок терапии.

Нейропсихологическая коррекция способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта.

Развитие речевого дыхания имеет большую роль в воспитании правильной речи, и здесь на помощь приходит дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой.

Сочетание таких упражнений как пальчиковая гимнастика, су-джок терапия, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – логопедической образовательной деятельности. Именно метод БОС – раскрыл тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать тысячи лет.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт (здесь особую роль играют блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, домики Монтессори)

Возможности использования информационных технологий в логопедической практике:

Повышение мотивации к коррекционно-логопедической деятельности;
Организация объективного контроля развития и деятельности детей;
Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
Возможность быстрого создания собственного дидактического материала и апробация на воспитанниках;
Визуализация акустических компонентов речи;
Расширение спектра невербальных заданий.

ДЕЛЬФА – 142 – логопедический тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико – грамматической стороны речи

ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ – компьютерная логопедическая программа, предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры для тигры содержат:

- упражнения на дыхание – выработку длительности и силы воздушной струи;

- уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

- занятия по модуляции голоса (управление громкостью и высотой);

- упражнения на звуковой анализ и синтез;

- лексические упражнения.

Использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития детей с интеллектуальной недостаточностью более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Одной из основных проблем, с которыми я столкнулась в своей работе в детском доме-интернате, является отсутствие речи у определенной группы детей с интеллектуальной недостаточностью. К этой группе относятся дети с органическим поражением головного мозга с тяжелыми речевыми расстройствами ОНР I уровня (общего недоразвития речи), системным недоразвитием речи тяжелой степени, то есть, так называемые, неговорящие или безречевые дети.  Проблема формирования коммуникативной деятельности у безречевых детей разработана недостаточно.

Поэтому мной была разработана и внедрена инновационная методика работы с безречевыми детьми, в которой представлены различные технологии логопедической работы с такой категорией детей.

Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на мой взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).

Учитывая актуальность проблемы, в методических рекомендациях мною предложены следующие условия организации коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми:

Ранние сроки начала логопедической и дефектологической работы.
Развитие коммуникативных навыков и умений у детей с умственной отсталостью.
Непрерывность и последовательность применяемых методик, т.е. регулярность проведения занятий
Создание такой предметной игровой среды, которая стимулировала бы осознание мира и развитие когнитивных способностей

Всю логопедическую работу с ребенком я начинаю с  экспресс-диагностики состояния коммуникативной деятельности у безречевых детей, целью данной диагностики является определение возможностей и готовности ребенка овладеть навыками общения. Данные экспресс-диагностики заносятся в разработанные мною таблицы, так называемый «Дневник оценки речевого развития ребенка»:

Таблица № 2  «Характеристика поведения ребенка на занятии»

Таблица № 1 «Что умеет ребенок?» - данная диагностическая таблица позволяет выявить уровень понимания обращенной речи и использование ребенком вербальных и невербальных средств общения, условные обозначения в данной таблице представлены умениями ребенка говорить —  глазами — Г, —  слогом — С, —  мимикой — М, —  двойным слогом — 2С, — жестами — Ж, — словом — СЛ, —  звуком — 3, — фразой — Ф.

Таблица № 1 «Что умеет ребенок?»

Таблица № 3 «Упражнения для развития органов артикуляции»

Таблица № 4 «Упражнения для развития

тонкой моторики рук»

В разработанных мною методических рекомендациях описаны следующие технологии работы с безречевыми детьми:

Формирование первичных представлений об окружающем мире
Накопление чувственного опыта и создание на этой основе предметных образов
Развитие тактильного восприятия, работа с разными поверхностями и наполнителями, игровые упражнения с гречкой и фасолью
Развитие  зрительного восприятия, работа с предметами, игрушками, предметными картинками. Игровые приемы по выделению предмета из ряда различных предметов, создание устойчивого зрительного образа предмета
Развитие слухового восприятия, работа на материале неречевых звуков (звучащие предметы, музыкальные инструменты), различение звучания и звукоподражания при условии зрительного соотнесения с объектом.

      Развитие  мимических мышц, артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики. Артикуляционные упражнения, массаж полости рта, развитие превалирования функции одной руки, манипуляции двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого.  

Я надеюсь, что разработанные мною методические рекомендации помогут заинтересованным лицам при работе с безречевыми детьми и создадут благоприятные возможности для развития речи и успешной социально-психологической адаптации детей-сирот в обществе.

Каждый ребенок — личность. В нашем учреждении с уважением относятся к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Каждый человек — прежде всего личность, обладающая неповторимыми способностями и талантами.

Необучаемых не бывает. Детям с нарушениями развития необходимо учиться! Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему необходимо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами – психологом и логопедом, нередко оказываются эффективнее лекарств. Однако медицинское наблюдение играет важную сопровождающую роль в развивающей работе с ребенком.

Социализация и интеграция в обществе. Для всестороннего развития детям необходимо общаться со сверстниками и взрослыми: через теплоту человеческих отношений они открывают себя этому миру и друг другу. Сотрудники детского дома стремятся к тому, чтобы дети с разными возможностями жили и взаимодействовали в едином социуме, чтобы каждый из них мог максимально реализовать себя, раскрыть свои способности и таланты.

Бесперспективных не бывает. Всегда есть перспектива, при любых речевых нарушениях. Пусть даже ребенок не сможет общаться вербально, разговаривать. Но с помощью каких-то средств он свое желание сможет выразить.