МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей
664059, Иркутская область, г. Иркутск, 6-й Поселок ГЭС, дом 3А
Тел.: (83952) 53-16-97
Версия для слабовидящих

Страничка логопеда

 

 

«Важный элемент в общении с детьми,чтобы дети ждали тебя на  занятие  с радостью и  улыбкой»

Логопед высшей квалификационной категории  

Областного государственного  бюджетного учреждения социального обслуживания

"Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей"

ПЛУТАЛОВА ЭЛЛА СТАНИСЛАВОВНА

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого (Л.Н. Толстой). Когда я была маленькой, меня всегда спрашивали, кем я хочу быть, когда я выросту. Я уже тогда хотела стать педагогом, так как в нашей семье уже сформировалась педагогическая династия. Я выросла и мое желание посвятить себя педагогическому мастерству осуществилась, а именно, я окончила Иркутский педагогический институт, дефектологический факультет и получила специальность – учитель-логопед.

«Есть в огромном-огромном мире таинственная страна,

Там говорят, читают, пишут, там жизнь любви полна».

Это строки из песни «Жители таинственной страны». – Что же это за страна и кто ее жители?

Я логопед, хозяйка этой волшебной, таинственной страны под названием  «Логопедия», которая никак не обозначена на карте. Последние пятнадцать лет я работаю в ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей». Я люблю каждого жителя своей страны – моих учеников – таких разных и непохожих друг на друга.  Обучение в таинственной стране – непростая задача. Все мои ученики – это дети с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями. Не буду скрывать, что вся коррекционно-логопедическая работа очень сложная, но я считаю,  необучаемых детей не бывает. Детям с нарушениями в развитии необходимо развиваться. Бесперспективных не бывает, всегда есть перспектива, при любых речевых нарушениях. Работать с такими детьми используя обычные традиционные методики и приемы недостаточно. Этим детям обязательно нужны  - мотивация,  живой интерес, который помог бы им заниматься. Заставить заниматься нельзя, занятиями надо увлечь.  Я стараюсь прилагать максимум усилий, используя нетрадиционные методы  и формы работы.  Применять инновационные и информационные технологии для повышения мотивации коррекционно-логопедической деятельности к организации и объективного контроля за развитием и деятельностью детей с интеллектуальной недостаточностью. Каждый раз я думаю о  том, как сделать занятие открытием для моих учеников, чтобы уходя с него у каждого была своя маленькая победа. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. 

ЛОГОПЕДИЯ  - НАУКА,  КОТОРАЯ ЗАНИМАЕТСЯ  ИЗУЧЕНИЕМ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ,  ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ   СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.  ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ  ИЗ РАЗДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. 

ЛОГОПЕД - СПЕЦИАЛИСТ, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ ВЫЯВЛЕНИЕМ, ПРОИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

Логопед учит говорить правильно и красиво. А красивая речь - это прежде всего  речь без таких  отрицательных "спецэффектов", как картавость, шепелявость, гнусавость. Профессия логопеда подразумевает не только  специалиста, исправляющего речь. Логопед исполняет сразу несколько "ролей" - невропатолога, психолога, педагога, тренера. Работа логопеда - процесс, требующий творческого подхода, терпения, взаимопонимания между специалистом и пациентом. 

Особенности нарушений речи у детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью:

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем, развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определнными особенностями. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. У ребят с интеллектуальной недостаточностью в детском доме наблюдаются все фрмы нарушения течи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание). Особенность речевых расстройств  у детей с  интеллектуальной недостаточностью состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект (несформированность звукослогового синтеза). Расстройства речи у детей с  психическими отклонениями проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения носят системный характер , то есть страдает речь, как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У  детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи. 


КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА

                                

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

  • Никогда не жалейте  ребенка из-за того, что он не такой как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание.
  • Не ограждайте ребенка от проблем и обязанностей. Решайте все дела совместно. 
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать в чем-либо ребенку, если считаеите его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни один телевизор, компьютер и телефон не заменит общения с вами.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Чаще прибегайте к советам психолога.
  • Больше читайте вместе с ребенком.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

  • Важно в раннем возрасте обратить внимание  на речевое развитие ребенка, а не дожидаться когда он "заговорит".
  • Если ребенок называет  только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые  ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. 
  • Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повтрить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. 
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите "Что это?" Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета. 
  • Задавайте  ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо "Он играет?"
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление пищи, уборка, одевание - раздевание, игра, прогулка. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает  ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 
  • Говорите правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.  если ребенок пока еще изъясняется только односложными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 
  • Говорите и обсуждайте с ребенком его будущую жизнь.

МАТЕРИАЛЫ:


 


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  "ЭКСКУРСИЯ В МИР ЗВУКОВ"

  

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ  ПОДГРУППОВЫЕ  2018

Тема: Алалия. Принципы коррекционно- педагогического воздействия.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2017

Коррекция слухо-моторной координации при работе с массажерами су-Джок

             

        Стимулирование речевой моторики через проговаривание гласных звуков по показу логопеда. 

   

Стимулирование речевой моторики через проговаривание гласных звуков по показу логопеда. 

    

  

Коррекция и развитие тактильного восприятия и внимания

через конкретизацию заданий (перекладывание мелких предметов)

  

 


ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА НА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

1 этап -

Расслабление шейной, грудной мускулатуры, мышц рук и плечевого пояса

   

2 этап - 

Расслабляющий массаж лица, мимической мускулатуры, мышц губ с применением поверхностного поглаживания, затем глубокого поглаживания, растирания, плотного нажатия на мышцы, поколачивание, и поглаживания круговых мышц глаз и носогубных складок.

  

3 этап -

Массаж десен, неба, языка. На данном этапе целесообразно применять приемы круговых движений пальцами рук, движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Язык при этом следует держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. 

  

4 этап - 

Массаж ротовой полости логопедическими зондами по методике Е.В. Новиковой. На данном этапе целесообразно использовать шпатели, соски, зубные щетки с легкой щетиной.