МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей
664059, Иркутская область, г. Иркутск, 6-й Поселок ГЭС, дом 3А
Тел.: (83952) 53-16-97
Версия для слабовидящих

Культурно-досуговая деятельность

"Лето - пора творческих открытий!"

             Все дети без исключения с радостью ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. И здесь важно не обмануть ожидания детей. Летние оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности. Им присущи особая организованная структура, специфическая деятельность, обусловленная интересами и потребностями детей в организации их свободного времени. Воспитательная ценность работы детского оздоровительного лагеря  в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально - привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека. Детский летний  лагерь - это временный детский коллектив. Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка. Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление.  Организация деятельности детей в ЛТО "Солнышко"  предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу каждой смены, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую,  спортивную, трудовую  деятельность ребят.

Игровая модель планирования лагерной смены

Одним из ведущих направлений в культурно-досуговой деятельности  ЛТО "Солнышко"  лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребята  вводятся в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели - это замысел - задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема, идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами. Структурно игра развивается в течение 18  дней смены и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий.

В план каждой смены обязательно включается организация заезда и разъезда детей; проведение церемоний открытия и закрытия лагерной смены. В основе организации деятельности  лежит тематическая программа - период. Тематический период - несколько дней смены, включающих ряд мероприятий, объединенных одной идеей. Это могут быть и знаменательные даты, празднование которых выпадает на смену, и сюжетно-ролевые игры, и развивающие программы. На протяжении каждой лагерной смены запланировано проведение 3-4 тематических периодов.

Создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию

  • Принцип природосообразности. Воспитание у детей собрано их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
  • Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
  • Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
  • Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации. Максимальная занятость детей во время летних каникул.
  • Принцип диалогичности. Взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
  • Принцип самостоятельности. Предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
  • Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.
  • Принцип гармонизации. Нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.
  • Принцип ненасилия. Исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.

Работа по сплочению  детского коллектива 

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- Огонёк «Расскажи мне о себе»

- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись»

- игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»

- игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»

Работа по развитию творческих способностей детей

- Оформление лагерного уголка, газет-молний, фотогазеты

- Ярмарка идей и предложений

- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»

- Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!»)

- Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

- Итоговая выставка поделок из природного и бросового материала, рисунков.

Работа по патриотическому развитию детей

- Беседа «Символика Российской Федерации»

- Дискуссия «Природа моего края»

- Беседа «Поговорим о матушке-природе»

- Викторина «Родной край»

- Конкурс рисунков – «Грибное лето!»

Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой каждой смены:

Ромашка
Ромашка (младший возраст)
Ромашка (средний возраст)
Ромашка (старший возраст)
Студия "Солнечный мыс"
Детектив-шоу
Танцоры
Палитра
Путешествие по цветным морям
КТД Сказка
Времена года
Сказочные карточки
Вселенская Тайна
Мы строим мост
Карта острова сокровищ
Сами себе сказочники
Корабельный вечер (театральные импровизации)
Набор творческих заданий «Эстафета весёлых задач»
Большой праздник
КТД «Звездные экипажи».