МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей
664059, Иркутская область, г. Иркутск, 6-й Поселок ГЭС, дом 3А
Тел.: (83952) 53-16-97
Версия для слабовидящих

Программа «Дорогою добра»

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ  "Дорогою добра"

           При создании программы ДОЛ "Солнышко" мы исходили из ряда достаточно простых, но вместе с тем весьма важных оснований. Детский летний оздоровительный лагерь   помогает использовать период летнего отдыха  воспитанников  детского дома  для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта детей  и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей  деятельности. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам. Кроме того существует проблема летней занятости воспитанников детского дома. Значение труда в жизни человека трудно переоценить.  Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.  Ребенок  приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.      Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности воспитанников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

           Работа ДОЛ  для  детей с недостатками в развитии строится таким образом, чтобы способствовать снижению психологических комплексов, способствует развитию толерантности, формирует у  ребят  отношения к здоровому образу жизни, положительное отношение к труду. По сути, главным в настоящее время является вопрос по привитию трудовых навыков. Детский летний ллагерь является одной из эффективных форм организации труда и отдыха воспитанников, в связи с чем сокращается беспризорность, правовые нарушения.  Для решения этих и проблем  создается лагерь труда и отдыха, где дети общаются с природой и общаются в природе. Под руководством опытных педагогов  ребята работают в саду, в поле, в теплице, ухаживают за домашними животными Педагогическая ценность такой деятельности очевидна - у детей формируется этические нормы поведения по отношению к природе, по отношению к труду взрослых и своему собственному. Кроме трудовой деятельности для подростков будут организованны спортивные, культурно-развлекательные мероприятия, во время которых они смогут отдохнуть и развить кругозор. Занятие в лагере требуют от воспитанников проявления организованности, самостоятельности, инициативы, что способствует приобретению навыков находчивости, активности.

              Психологическое сопровождение отдыха детей, приобщение к труду необходимы для того, чтобы «среда обитания» в период летних каникул приобретала развивающий характер и способствовала личностному развитию с одной стороны, а с другой стороны, имела и коррекционную направленность, но была привлекательной для ребенка. 

Цель программы: организация занятости детей и подростков в каникулярное время с учетом и возрастно-психологических особенностей и потребностей.

Задачи программы:

  • разрядка накопившейся у детей психической напряженности, восстановление израсходованных сил и укрепление здоровья;
  • подготовка воспитанников  к сознательному выбору профессии; воспитание готовности к коллективному труду, к добросовестному и дисциплинированному выполнению трудовых поручений;
  • развитие познавательных личностных интересов ребенка;
  • формирование у детей индивидуальной и коллективной ответственности за порученное дело;
  • формирование основ экологического мировоззрения;
  • способствовать организации содержательного и активного отдыха, физическому развитию воспитанников, укреплению их здоровья;
  • прививать любовь к труду и уважение людям труда;
  • продвижение идей волонтерства и благотворительного труда через вовлечение в социально-значимую деятельность.

            Программа «Дорогою  добра» реализуется путем организации четырех  профильных смен. Программа каждой смены реализуется в рамках общей программы лагеря, строится на основе определенного сюжета, в соответствии с которым развертывается ситуационно-ролевая игра, предоставляющая возможность каждому участнику проявить себя в качестве субъекта социальных отношений. Основные  направления   смен определяет  педагогический коллектив на   организационном этапе подготовки  вступления программы в реализацию, и отражает основные воспитательные  направления:

  • Личностное развитие;
  • Физкультурно-оздоровительное  направление;
  • Трудовое воспитание;
  • Творческое направление;
  • Туристско-краеведческое направление;
  • Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
  • Патриотическое воспитание;

           Реализация целей и задач программы состоит в организации сюжетно-ролевой игры, сценарий которой продиктован подобранными творческими, спортивными, трудовыми мероприятиями.  Участниками игры становятся все воспитанники. Это маленькая жизнь длиною в 18 дней, которая проживается каждым участником и позволяет ему получить опыт, ценный для их настоящей жизни. В основу системообразующей деятельности в реализации программы мы закладываем:

  • Педагогику сотрудничества; игровые технологии; технологии свободного труда; технологию творчества.
  • Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника,  то автора какого – либо  дела.
  • Для реализации целей и задач программы используются следующие формы работы: кружки, конкурсы, КТД,  соревнования, выставки, турниры, трудовые акции, “огоньки”, ролевые игры, творческие ярмарки, тематические дни.
  • Виды деятельности: социально – трудовая, досуговая, спортивная, эстетическая, оздоровительная, игровая, общение.
  • Каждый ребенок за участие в мероприятиях, в трудовых делах, за старание, прилежание, активность получает баллы, которые суммируются в конце смены. Отряд, набравший большее количество баллов становится лидером смены.

Предполагаемые результаты программы

Главный прогнозируемый результат детского оздоровительного лагеря  видится в осуществлении занятости учащейся молодежи за период деятельности лагеря, развитие личности подростков, приобретение ими новых социальных умений и навыков, нового позитивного жизненного опыта, объединении творческой молодежи. Участники лагеря раскрывают свои, прежде латентные, способности в ходе организаторско - трудовой деятельности.

МАТЕРИАЛЫ:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДОЛ "СОЛНЫШКО"