«Квиллинг как средство передачи социокультурного опыта и развития детей с умственной отсталостью»

Областное государственное бюджетное учреждение социальной защиты

Иркутский детский дом-интернат № 1

Рудницкая Е.В.

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.  В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.   Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как  социальная среда высокоорганизованна, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи.

         В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и  используют. Ребёнок, с ограниченными возможностями  в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.  Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для  любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия  любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.         Художественно-прикладное творчество является ведущим фактором развития личности и  способом творческого освоения мира.

          В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

         Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена в большом многообразии. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

         Одна из  техник – бумажная филигрань. Это старинная техника обработки бумаги, получившая название «квиллинг» (от  английского слова quill (птичье перо).

         Квиллинг – это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи.

         Я разработала модульную программу   «Волшебный квиллинг» для детей с умственной отсталостью. Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядность (наличие дидактических материалов);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме);

- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

         Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, предлагается  работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщать без боязни творить и создавать.

         Приемы работы в данной технике очень просты детям с ограниченными возможностями,  доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане,  высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком. Квилинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с хорошим результатом работы.

        Обучение квилингу  детей с недостатками в развитии  является  актуальным в современных условиях  и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.

         Техника «Бумажная филигрань» (квилинг) является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:

- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квилинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

- легкодоступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;

- большая возможность для самовыражения детей и проявления творческих способностей;

- изделия в технике квилинга  высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

          Занятия по программе «Волшебный квиллинг» формируют в детях  правильное социальное поведение. В процессе этой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и педагогом.