«Особенности развития детей с синдромом Дауна в специализированных учреждениях»

«Особенности развития детей с синдромом Дауна в специализированных учреждениях»

Областное государственное бюджетное учреждение социальной защиты

Иркутский детский дом-интернат № 1

 Рудницкая Е.В.

«Ждать умственного процесса от ребенка лишь только потому, что он получает от вас пилюли и порошки, это все равно, что ждать урожая с вашего поля после того, как в него внесли удобрение. Надо также и сеять!»

 А.И.Бронер.

По данным статистики в России более 90 % детей, рожденных с синдромом Дауна, теряют родителей еще в родильном доме. Казалось бы, должно быть наоборот, так как такие малыши появляются на свет в благополучных семьях. В большей степени это положение связано с невежественными предубеждениями отечественной медицины и общества в целом к людям с синдромом Дауна как к неполноценным  особям человеческого рода.

Обширная литература по ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии убеждает в том, что умелое воспитание и раннее обучение способны расширить границы физических и интеллектуальных возможностей ребенка с синдромом Дауна. Так, в своих многочисленных публикациях Фойерстейп констатировал, что интеллект, измеряемый традиционными тестами, не является неизменным; он может быть повышен с помощью ранней педагогической помощи и посредничества, смысл которых заключается в том, что взрослый становится активным связующим звеном между ребенком и окружающим миром. Большинство "медленно развивающихся" детей (этот термин Фойерстейн предпочитает термину "умственно отсталые") обладают более высоким потенциалом, чем это следует из их официальных характеристик, - потенциалом, который обеспечивает возможность учиться. И ребенок с синдромом Дауна не исключение. Несмотря на то, что непосредственное воздействие стимулов и жизненного опыта необходимо всем, детям с синдромом Дауна для существенного изменения восприимчивости к обучению этого чаще всего бывает не достаточно. Поэтому им требуется вмешательство посредника - мамы, папы или воспитателя, который бы выбирал нужные стимулы и исключал неподходящие.

 Для повышения интереса, внимания ребенка, уровня владения необходимыми навыками должны использоваться специальные приемы. В последние годы психологи и педагоги, в целом, признали, что физическое и умственное развитие маленького ребенка определяется не общей суммой стимулов, а их качеством. Из этого следует, что необходимо делать упор на структуре и содержании программы ранней стимуляции, а не просто использовать все стимулы без разбора.

Детям с синдромом Дауна несомненно свойственны многие специфические аномалии в развитии, одинаковые для всех, однако несомненно также, что в отношении отдельных способностей и недостатков существует очень широкий разброс.

    Так, слабость мышц и пониженный мышечный тонус (гипотонус) затрудняют ребенку с синдромом Дауна использование рук, ног и туловища, особенно в тех ситуациях, когда ему нужно преодолевать силу тяжести собственного тела (прыжки, подскоки, лазанье), совершать действия по поднятию тяжестей или прилагать усилия по преодолению сопротивления (толкать предмет или нажимать на педали велосипеда). Кроме того, повышенная подвижность в суставах нередко становится причиной неустойчивости суставов, особенно коленных и локтевых. Таким образом, ребенок с синдромом Дауна может напоминать взрослого со слабыми или вялыми связками, у которого не достает устойчивости, чтобы хорошо прыгать или скакать на одной ноге. Процесс переработки информации у малыша с синдромом Дауна замедленный, вследствие чего не так быстро удается вызвать его любопытство или инициативу. Тем не менее, получая необходимую помощь, он может учиться, хоть и медленнее.

     На каком бы уровне развития ни находился ребенок, всегда можно предложить ему занятия, активизирующие сенсорную и двигательную сферы или первые попытки познавательной деятельности. Такие занятия обеспечат стимуляцию, позволят получить опыт и удовольствие. Для мудрого выбора программы стимуляции требуется время и знания. Значение регулярной и постоянной работы над основными умениями часто недооценивается, поскольку результаты не всегда проявляются быстро. Понять, как приобретаются физические навыки, наверно, будет легче, если вспомнить, сколько времени нам понадобилось, чтобы в совершенстве овладеть умением плавать, кататься на лыжах, играть в шары или рубить дрова. Все эти навыки базируются на ранее освоенных видах движений, которые постепенно объединяются в организованные, сложные, последовательные серии движений. По мере овладения тем или иным навыком ученик испытывает все усиливающееся чувство удовольствия, удовлетворения и успеха. Для ребенка с синдромом Дауна важно в раннем детстве испытать удовольствие от владения как можно большим количеством разных типов движений. В будущем они очень пригодятся для развития более сложных навыков.

Следствием проживания вне семьи является материнская форма депривации, при которой нарушение формирования привязанности усугубляется сенсомоторной недостаточностью. Это справедливо для всех детей, проживающих вне семьи, но особенно актуально для детей с синдромом Дауна, характеризующихся сниженным тонусом и, как следствие, сниженной телесной чувствительностью. Это тяжелая проблема, и только активные меры по профилактике детского сиротства могут привести к реальным изменениям этой ситуации.

Вместе с тем  существует конкретная реальность, дети, живущие вне семьи, и специалисты, которые осознают, что от того, какие условия созданы для жизни и развития этих детей, зависит не только качество обучения, но и, во многом, их судьба.

Известно, что в условиях детского дома  развитие личности ребенка идет по особому пути и не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это многоуровневое нарушение, проявляющееся не только в особенностях формирования отношений с людьми, но и в глубоком искажении отношений ребенка с миром, его активности и адаптации. В основе этих нарушений лежит отсутствие надежных эмоциональных связей с окружающими людьми.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают хронический дефицит общения со взрослыми. Взаимодействие персонала с ними часто не имеет личностно-ориентированной направленности и состоит из регламентированных воздействий, отличающихся эмоциональной бедностью.

По данным диагностики у детей с синдромом Дауна значительно снижена познавательная активность. Они не стремятся привлечь к себе внимание взрослых, избегают контактов, быстро пресыщаются ими, часто проявляют негативные эмоции при попытках взаимодействия с другими людьми. Их стабильно пассивное, избегающее социальное поведение удобно для ухаживающих взрослых, потому что позволяет ограничиваться уходом, не растрачивая эмоции на организацию общения.

           Дети  синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

           Без сомнений, синдром Дауна во многом ограничивает человека. Поскольку  всё еще слишком мало информации о том, что может представлять собой личность человека с синдромом Дауна, надеемся, что ученые из разных уголков мира проведут  исследования, чтобы узнать больше об этих людях и способах их коммуникации.  Проводить исследования и защищать права людей с синдромом Дауна действительно нужно и  важно отнестись к этому деликатно.

          Будучи представителями мира, который постоянно развивается, мы должны относиться с уважением и пониманием к тому, как другие выражают себя, а также внимательно выслушивать их и узнавать, что для них действительно важно. Как верно сказал в свое время Л. С. Выготский - «В рамках собственного существования никто не инвалид. Единственное, что делает человека инвалидом, – требования и ожидания, накладываемые на него обществом, в котором он живет».

 

Литература

1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. – М. : Смысл, 2003. – 152 с.

2. Выродова И. А. Обучение воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами в условиях специализированного дома ребенка : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.,2009. – 24 с.

3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Полиграфсервис, 1998. – 336 с.

4. Жиянова П.Л.. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». Методическое пособие.– М.: Монолит, 2002.

5. Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 352 с.

6. «Синдром Дауна. XXI век" - междисциплинарный научно-практический журнал, №3, 2013г.