"Обучение без ограничений"

«Обучение без ограничений!»

Статья напечатана в журнале "Вестник" экспертного совета при уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, декабрь 2016

 

Заместитель директора  

по учебной работе ГОКУ СКШ №7г.Иркутска

Е.С. Анкудинова

Заместитель директора

по воспитательной работе ОГБУ СО ИДДИ№1г.Иркутска

Е.В. Рудницкая

 

              «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 

                В последние годы российская система образования  претерпевает существенные изменения. Эти изменения касаются каждого члена общества и направлены на право получать знания, независимо от физических и  интеллектуальных  способностей. Обучение без ограничений — к этому стремится современное общество.

               Согласно распоряжения 807-мр, от 23.08.2013г. «Об обучении детей с выраженными нарушениями интеллекта»,  в соответствии со ст.79 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в 2012 году  на базе  областных государственных бюджетных учреждений  социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей»  и «Иркутский детский дом-интернат №2 для умственно отсталых детей» организовано открытие и укомплектование  4 классов для  обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью.  В областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7» было зачислено 26 учащихся (воспитанников домов-интернатов).

                       В 2013-2014 учебном году  на базе ИДДИ №1 и ИДДИ №2 открывается 20 классов – комплектов, в которых обучаются 160 учащихся. В 2014-2015 учебном году – обучается 177 воспитанников  в  21 класс - комплекте, в 2015-2016 учебном году в 19 классах - комплектах обучается 173 учащихся. Обучение проводится по программе Т.Б.Башировой, С.М.Соколовой «Обучение детей  с умеренной и выраженной умственной отсталостью».

                      С 01.09.2016г.  вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19.12.2014г. №1599. Введение ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью  имеет большое значение для реализации права на образование детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. На данный момент школа оказывает образовательные услуги 161 воспитаннику  домов-интернатов с умеренной и выраженной умственной отсталостью, 119 детей получают образование по специальным индивидуальным программам развития.

                       Экономические, организационные  и педагогические условия интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в массовые общеобразовательные учреждения – явление в нашей стране редкое. Ограниченные возможности здоровья, физические особенности  данной категории детей с одной стороны, и не готовность образовательных учреждений с другой и стало базой для создания новой формы организации   особой модели  образовательного процесса   «Школа в доме - интернате».

                        Обучение и воспитание детей данной категории в современных условиях побуждает сотрудников  учреждений двух министерств к разработке новых моделей, форм, содержания и организации межведомственного  процесса обучения и воспитания, к поиску новых педагогических технологий.

                        Образование воспитанников, проживающих в учреждении, направлено на решение проблем максимально возможной социализации детей, их допрофессиональной подготовки, последующего профессионального обучения и трудоустройства. В мае  2016года   выпускники школы  получили свидетельство об обучении в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, которое в последующем даст им возможность получить профессиональную трудовую подготовку в учреждениях начального профессионального образования.

                                   Совместными усилиями на договорной основе учреждения социального обслуживания и образовательная организация пытаются  максимально приблизить организацию образовательного процесса  к условиям реальной школы со всеми школьными правилами и требованиями. 

В домах-интернатах выделены помещения под учебные класса, которые оснащены необходимой школьной мебелью, учащимся предоставляются школьные принадлежности, школьная форма.

                    Важное место в новом образовательном пространстве стали  изменения  в отношении взаимодействия  двух педагогических коллективов. Изначально, отношения между участниками образовательного процесса  никем и ничем не регламентировались. В связи с этим участники образовательного процесса, а это больше 30 человек педагогов школы и более чем 200 сотрудников дома-интерната годами выстроили  рабочие отношения с пониманием общей  цели обучения и воспитания детей - инвалидов.

Главной целью  работы  коллективов является успешное  воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями, формирование у детей умения   находить возможность способов решения жизненных проблем и использовать тот багаж знаний, которые они приобрели за период  учебы.

Особой задачей учебно-воспитательного процесса является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и  разных видов деятельности. В дальнейшем самостоятельная жизнь наших детей  будет требовать от них самостоятельности, активности. Понимая это, перед педагогическими  коллективами возникает необходимость совершенствовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы вокруг ребенка была такая атмосфера, в которой бы он не смог не выучиться.

Основным механизмом отношений деятельности двух коллективов, обеспечивающих достижения поставленной цели, является взаимодействие в форме договорного и межличностного сотрудничества между участниками межведомственного сопровождения, что обеспечивает гуманизацию участников процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Большая часть учащихся, проживающих в доме-интернате, имеют социальный статус сироты (21%) или оставшийся без попечения родителей (74%), поэтому  родителями для таких детей становятся все те взрослые, которые его окружают, сопровождают, учат, обслуживают.

Общие точки соприкосновения между учреждениями  двух ведомств дают о себе знать сразу с момента, как возникает ситуация затронувшая ребенка – защита интересов ребенка, своевременное комплексное реагирование, обеспечение права на образование.

В связи с этим  работа  по новой форме сотрудничества с  данной категорией детей не может проводиться в одностороннем порядке. Результатом взаимодействия стала организация  межведомственного психолого - медико – педагогического консилиума   по созданию благоприятных условий воспитания, обучения, коррекции и развития детей. В системе этого взаимодействия четко  определены  функции и содержание работы каждого субъекта образовательного сопровождения.

Педагогические работники школы и домов-интернатов определили зону ответственности за жизнь и здоровье каждого обучающегося и разработали алгоритм ведения межведомственной документации.

Индикатором развития позитивных  межведомственных отношений является организация и проведение ГОКУ СКШ №7 г. Иркутска на базе ИДДИ №1 г. Иркутска  на высоком уровне областных фестивалей, семинаров-практикумов под девизом «Обучение без ограничений».

Результатом совместной творческой работы коллективов, в которой главное – дети, явилось то, что дети могут уверенно смотреть на свое «завтра». Ребята каждый день совершают настоящий маленький подвиг, дисциплинируются, преодолевая себя, радуются каждому небольшому шагу к познаниям большой Вселенной!