"Воспитание через творчество"

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Нечаева Юлия Александровна

Воспитатель ВКК, ОГБУСО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ №1 ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»

 

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

 

В декларации прав ребенка записано «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Как  дать  это лучшее детям с нарушениями в развитии? Как помочь ему не только выжить в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, но и в меру его возможностей развить его способности, интересы и  увлечения? Как защитить его от ударов судьбы и в то же время позволить активно включиться в жизнь общества?  По  умственному и физическому состоянию наши  воспитанники значительно отличаются от сверстников, которые воспитываются в семьях. Темп развития наших ребят замедлен,  значительно запаздывает относительно возрастной нормы. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных  особенностей, которое отмечается на всех ступенях развития: пассивность во всех видах деятельности,  отсутствие или обедненная речь, пониженное внимание и память. Ребята  испытывают дефицит общения, сказывается отсутствие социального опыта, что вызывает состояние психической депривации: сниженная инициативность, отсутствие любознательности или наоборот, низкий уровень игровой деятельности и всех познавательных процессов. Проведенные психолого-педагогические  исследования  выделяют ряд  проблем у  ребят, которые поступают в детский дом, а также  особенности  их социальной адаптации  в условиях  детского дома:

- трудности  в формировании  привязанностей  и вступления во взаимоотношения, как с педагогами, так и с  другими детьми;

- присутствие страха, который испытывают дети при разлуке с родственниками или опекунами, родителями, который  нередко наблюдается  у выпускников в течение всей жизни;

- выявляется низкая самооценка,  вызванная отсутствием принадлежности к семье;

- отсутствия чувства доверия и уважения к другим людям, чаще это дети, которые поступили в   детский дом в подростковом возрасте  и относятся к «группе риска».

Пробуя различные методы по усовершенствованию условий  для воспитанников детского дома,   инициативная группа педагогов  стала применять метод терапевтических сказок в коррекционно-воспитательном процессе.  Создать безопасное   пространство, исключающее насилие, сформировать   у детей навыки безопасного поведения  в социуме  можно при помощи  сказок с «лечебным»  эффектом. Терапевтические или лечебные сказки - это сказки для детей,  которые содержат в себе особые  жизненные подсказки, которые позволяют найти  выход из различных трудных или спорных жизненных ситуаций. В  терапевтических сказках   воссоздается   аналогичная   жизненной  ситуация - описываются проблемы, взгляд со стороны,  рассматривается,  хотя бы один способ ее решения. «Лечебная» сказка позволяет отделить от ребенка его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, наши ребята критично  и  негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет  воспринимается ребенком, как им самим найденное решение. Очень часто ребята настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Обычно, так бывает во время поступление новичка в группу, в период адаптации ребенка к новым условиям, разногласий с одногруппниками, с педагогом или наставником. Именно сказки терапевтической направленности могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне.

Идея постановки спектаклей на основе терапевтических сказок возникла в рамках реализации  проекта по профилактике жестокого обращения с детьми.

Применяя метод терапевтических сказок,  группа педагогов  стала использовать данную технологию в группах воспитанников разного возраста. Совместно с педагогом ребята занимались поиском информации: нашли и  перечитали большое количество художественной литературы, в частности сказок русских,  советских и современных  авторов. Занимались  пересказыванием, рассказыванием, распределением и выбором ролей, рассматриванием и определением персонажей, изготовлением костюмов и декораций,  постановкой   сказок  в группах.  С целью  сплочения детского коллектива, в рамках  оказания психологической  помощи и поддержки   вновь прибывшим  детям, профилактики  жестокого обращения между детьми внутри группы – обозначились основные цели данной проектной деятельности.  

Педагогический коллектив детского дома постепенно пришел  к необходимости создания такой модели образования и воспитания, которая позволила бы по максимуму включить воспитанников детского дома с нарушениями в развитии в то, что им доступно в большей степени, - в совместную  с педагогом трудовую и творческую деятельность.

 Театральная  деятельность, как искусство воздействует на детей целым комплексом художественных средств.  При  постановке и показе спектаклей применяется  художественное слово,  наглядный образ,  декоративное оформление, и музыка.  Трудовая деятельность в данном случае: чтение и разучивание текстов, изготовление декораций и пошив костюмов  является опорой, на которой строится и крепнет процесс взаимодействия педагога и ребенка. А умелое использование  театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского дома по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию  ребят. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы  содействия. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, страхи, агрессию, жестокость.

Работа по данному направлению

осуществлялась в несколько этапов:

Этап:   разработаны концепция подготовки театральных постановок, основой которой стало формирование творчески активной личности педагога и воспитанника, воспитание у воспитанников социально значимых умений и навыков через творчество;

    2 Этап: утверждены виды деятельности, приоритетные направления работы, определены наиболее эффективные формы и методы деятельности. Работа на данном этапе осуществлялась, исходя из следующих принципов:

- широкое использование познавательной и художественной литературы; 

- профессиональная ориентация воспитанников и их социальная адаптации с опорой на опыт предшествующих поколений;

- целенаправленное развитие личности воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей  и способностей;

3 Этап: подведение  итогов по проектной деятельности, определение  эффективности  применяемых технологий.

Деятельность проекта реализуется в ходе творческого сотрудничества педагога и детей:

1. Педагогом озвучивается тема проектной деятельности, затем начинается  работа, которая включает несколько ключевых этапов.

2.  Планируется подготовка к театральной постановке каждой сказки.  Ребятами 4 –х  групп были выбраны следующие сказки психокоррекционной направленности:

- «Кактус»;

- «Сказка про царевну Несмеяну»;

- «Теремок»;

- «Воздушный шар».

3. Через различные виды  деятельности  реализовывалась проектная деятельность «Сказка ложь, да в ней намек»: освещение темы воспитателем в группе, беседы с детьми на темы: «Дари добро»,  «Вежливое слово», «Мир добрых поступков».

4.  С ребятами групп тесно взаимодействовал педагог-психолог учреждения -   проводились  тренинги «Чувства, эмоции, обида», «Как правильно общаться», "Давай держаться за руки".

5. Просмотр мультфильмов-сказок, знакомство с иллюстрациями разных художников, беседы о театре и театральной деятельности,  разбор ролевых ситуаций: диалоги главных героев сказки, постановка движений и танцевальных зарисовок,  рисование, аппликация, лепка в ходе  изготовления  атрибутов и  декораций с посильным участием детей. Выбор и распределение ролей, разучивание текста по роли. Репетиции, подбор музыки, показ готового  спектакля.

Формы и методы работы с каждой конкретной группой детей воспитатели выбирали  в зависимости  от их возрастных  и индивидуальных особенностей. Работа в проекте предусматривала   вариативность занятий и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Оценка результатов проектной деятельности

 «Сказка в помощь»

В результате реализации проектной деятельности «Сказка в помощь» дети детского дома обогатили свой социальный опыт, обрели новый уровень взаимоотношений внутри группы – стало меньше конфликтов между ребятами одной группы,  дети заметно сплотились и воодушевились на новые творческие дела. Ребята стали более инициативны, любознательнее, повысился интерес к коллективным творческим мероприятиям, выделилась группа детей, которые увлеклись музыкой и танцами, речь ребят стала более яркой и эмоциональной.  У детей повысился уровень игровой деятельности.  В результате реализации проектной деятельности планируется создание   творческой группы детей и воспитателей, готовой к гастрольной деятельности за пределами детского дома, с театральными постановками   сказок, подготовленной совместными усилиями.

Миссией детского дома было и остается – повышение качества жизни воспитанников и педагогов через творческо-трудовую деятельность. Поэтому идеи перехода детского дома на новый этап развития основываются на социализации детей с ОВЗ, на формировании у них социально-значимых умений и навыков, на воспитание духовно-нравственных качеств.