Семинар-практикум «АДК как средство расширения возможностей общения детей с нарушениями интеллекта и детей с ТМНР»

      25 апреля на базе Иркутского детского дома-интерната №1 состоялся семинар-практикум по теме: «АДК как средство расширения возможностей общения детей с нарушениями интеллекта и детей с ТМНР». Знакомство со спецификой Альтернативной дополнительной коммуникации, выбор и применение средств АДК при оказании коррекционно-развивающей и реабилитационной помощи детям с нарушениями интеллекта и детям с ТМНР – стало основной целью семинара-практикума. С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор учреждения Наталья Лебедева, которая отметила важность и актуальность данной темы для специалистов в условиях работы микрореабилитационного центра «Вера», выездной мобильной бригады «Территория Веры», стационара.

    Теоретическая часть семинара познакомила участников с докладом дефектолога Марии Цибиной по теме: «АДК как средство общения детей с нарушениями интеллекта и детей с ТМНР: основные понятия, средства АДК и целесообразность их применения». Глоссарий, ключевые слова и специальная терминология позволила участникам глубоко вникнуть в тему. Об актуальности использования АДК в процессе коррекционно-развивающей работы в условиях ИДДИ №1 рассказала логопед, председатель междисплинарной методической службы Элла Плуталова. Практическая часть семинара включала выступления специалистов Микрореабилитационного центра «Вера»: об использовании карточек PEKS в системе АДК рассказала логопед центра Наталья Оларь. Карточки PECS — это один из способов альтернативной коммуникации. Способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения. Целью программы PECS является побудить ребенка к коммуникации. Основой метода является мысль, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. В своем выступлении Наталья Оларь отметила, что для того, чтобы полностью освоить эту систему, нужно очень много работать с ребенком, его навыками и пониманием. Иногда работа с освоением системы PECS длится годами, но это не повод отказываться от нее. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот ускоряет его. Главное, вводить систему постепенно, а семье ребенка работать со специалистом в команде.

     Не менее интересным стало выступление дефектолога Людмилы Афраковой, она поделилась практическим опытом о том, как устроено обучение альтернативной и дополнительной коммуникации на примере языковой программы «Макатон».  Со слов Людмилы, для нее это самый распространенный инструмент АДК, который она использует в своей работе, которая сочетает в себе жесты, символы и звучащую речь. «Макатон» — очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне.

  Завершился семинар мини-тренингом, проведенным психологом Анфисой Тюриной: «Психологические упражнения, направленные на тренировку навыка практического использования средств АДК у педагогического коллектива». Практические задания в ходе тренинга сплотили участников в дружные команды, специалистам понравилось работать сообща и на позитиве. Активное включение  в задания позволило говорить о высокой эффективности мероприятия, его полезности и нужности.