Использование мультисенсорной программы «Нумикон» в системе логопедической реабилитации

                Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Адаптация к российской практике мультисенсорной методики «Нумикон» ведется фондом «Даунсайд Ап» с 2009 г. в рамках проекта «Совершенствование подготовки детей с синдромом Дауна к школе в условиях специального и инклюзивного образования».

          Это программа для обучения детей с особыми образовательными потребностями математическим навыкам, в ней используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанный в Великобритании. Мультисенсорный материал и программа «Нумикон» разработаны так, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и запоминать, а затем узнавать стандартизированные образцы и шаблоны. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые в «Нумикон», подходят для разнообразных форм обучения. Воспитанники составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального «волшебного» мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в познании мира. При этом возраст ребенка не имеет значения.

       В нашем учреждении программа «Нумикон» используется два года и  уже видны определенные результаты. Воспитанникам нравится производить с формами тактильные действия, они учатся  составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных),  у детей развивается конструктивная деятельность. Важно, что мышление детей в процессе манипуляторных действий имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей развивается мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании коммуникативных предпосылок речи. Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями, активизируется словарный запас. Таким образом, у воспитанников происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности, развиваются творческие способности детей. Практический опыт свидетельствует, что «Нумикон» может является удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы логопедического воздействия.

            В результате обучения и применения в коррекционно-логопедической работе инновационной технологии «Нумикон» у детей повысилась активность, мотивация, целенаправленность действий. В большинстве реакций на предъявляемые задания отмечается адекватность, уменьшается истощаемость. Расширились рамки слухового восприятия, уменьшились трудности в манипулятивной деятельности, улучшилась мелкая моторика рук. Улучшилось понимание ситуативной речи. Возросло число слов (стало возможным показ и называние предметов, игрушек, частей тела). Словарный запас расширился и обогатился новыми понятиями. Отмечается повышение речевой активности, улучшается фонематическое восприятие, расширяются границы грамматического и лексического структурирования. Специальные приемы работы по формированию коммуникативных навыков и сенсомоторных эталонов, а так же применение в работе инновационных технологий, способствуют эффективности коррекционно-логопедического обучения.