Социально-психологический практикум «Профилактика асоциального поведения воспитанников детского дома»

Социально-психологический практикум

«Профилактика асоциального поведения  воспитанников детского дома»

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми, укрепление положительных качеств ребенка, адаптацию его в коллективе сверстников, педагогическую диагностику. Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь воспитанников детского дома от подобного будущего. Актуальность данной темы продиктована тем, что комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и девиаций в поведении. Поэтому задача педагогов - помочь ребенку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Результаты исследований показывают, что дети детского дома наиболее склонны к девиантному поведению, поэтому возникает  необходимость обязательной профилактики отклоняющегося поведения в данных учреждениях. В учреждении  в рамках совместной деятельности педагога-психолога Костенко Н.В. и социального педагога Пузовой Д.С. проводятся социально-развивающие занятия, тренинги, мероприятия,  направленные  на предупреждение асоциального поведения и подготовку к самостоятельной жизни детей, проживающих в учреждении. Важно научить детей  общепринятым нормам и предупредить поступки, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных правил  в  обществе. Наши ребята активно участвуют  в мероприятиях, занятиях, акциях, конкурсах,  направленных на поддержку здорового образа жизни и профилактику девиантного поведения. Данные мероприятия способствуют:

- созданию условий  для  анализа ситуации и собственного поведения;

- созданию ситуаций успешности в деятельности;

- формированию нормативности поведения несовершеннолетних;

- усвоению новых способов общения, взаимодействия с окружающими,

- принятие на себя ответственности за совершаемые действия и поступки.

В группе №4, где высокий процент ребят, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам,  был проведен социально-психологический практикум по профилактике асоциального поведения. Целью занятия было формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.  Ребята с удовольствием включились в процесс, принимали на себя предложенные социальные роли, выполняли различные задания, дискутировали на предложенную тему, и постепенно открывали в себе «маленькие потайные двери». К концу занятия на их лицах все больше и больше стало появляться добрых, радостных эмоций. Результатом работы стало определение  направления профилактической работы, направленное на формирование «внутренних ограничителей» у подростков, на воспитание личностной устойчивости.