«Организация развивающего пространства по системе Монтессори»

      Важная задача учреждения – социальная адаптация воспитанников, которую можно выполнять посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

   В Иркутском детском доме №1 создана образовательная предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к воспитанию и развитию детей, с  многообразием дидактического материала. Наряду с традиционной организацией развивающей среды  особое место занимает организованная Монтессори-среда.

  Монтессори - среда - это специально подготовленное пространство, наполненное материалом, приспособленное для самостоятельной деятельности ребенка. Материал помогает ребенку не только получить знания, но и научиться понимать себя и другого. То есть помогает взаимодействовать, видеть взаимосвязь процессов. Работа в Монтессори - среде способствует духовному развитию ребенка. Вместе с материалом нужно обеспечить ребенку и полноценное уважительное общение. Важен как материал, так и эмоциональный отклик на совместную деятельность. В первую очередь все пособия в Монтессори пространстве способствуют концентрации внимания, помогают сосредоточиться. На занятиях  большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и осязанию. Дети активно принимают участие в играх, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре, проводят игровые  манипуляции с природными материалами — камушками, шишками, орехами, ракушками.

    Все материалы в среде разработаны и экспериментально опробованы в работе с детьми, тщательно проверены на пригодность. Материал должен вызывать у ребенка стремление самостоятельно повторять упражнение, вызывать интерес, привлекать внимание. Так же навык, полученный в работе с одним материалом, логика, последовательность действий и открытия, готовят ребенка к работе с последующим, более сложным и более абстрактным материалом. В Монтессори-среде все материалы разделены на зоны и размещены на открытых полках в свободном доступе для детей в единственном экземпляре. Монтессори-материалы дают возможность ребенку самостоятельно контролировать ошибки. В группе есть правила, направленные на поддержание порядка в среде. Во всем многообразии материала, ребенок выбирает актуальные для него виды деятельности. При создании подготовленной развивающей среды используется важный принцип актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью взрослого.