«Программа содействия семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

   Согласно Конвенции о правах ребенка, - «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Важным является не только право родителей на воспитание детей, но и право каждого ребенка на удовлетворение его потребностей, причем права ребенка играют доминирующую роль. В ситуациях, когда права ребенка не могут быть удовлетворены родителями, на общество и государство возлагается ответственность профессионально вмешаться в дела семьи с целью разрешения вопросов жизнеустройства ребенка. Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов в России.

      В ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей» ведется целенаправленная работа по решению вопросов социальной поддержки и обслуживания воспитанников, по преодолению негативного влияния – социального сиротства и созданию целостной системы защиты прав и законных интересов детей. Деятельность учреждения нацелена на активное развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на то, чтобы каждый ребенок смог воспользоваться закрепленным в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации правом жить и воспитываться в семье.

Возможные формы жизнеустройства ребенка:

1.      возврат ребенка в кровную семью;

2.      усыновление (удочерение)

3.      опека (попечительство)

4.      приемная семья.

      Первоначальная цель специалистов отделения устроить ребенка на проживание в кровную семью, в связи с чем проводится работа с родителями воспитанников. Родителям направляются информационные письма, с разъяснением их прав на восстановление в родительских правах.     Проводится работа по установлению круга близких родственников воспитанников, способных принять ребенка на воспитание в свою семью. Для установления родственников, специалисты учреждения взаимодействуют с различными инстанциями: органами опеки и попечительства, с отделом адресно – справочной работы управления по вопросам миграции главного управления министерства внутренних дел, с федеральной службой исполнения наказания главного управления по Иркутской области, с различными муниципальными образованиями, с пенсионным фондом по Иркутской обл., с органами ЗАГС по Иркутской обл. При установлении родственников воспитанников, последним направляются информационные письма о детях, об их характеристиках, личностных особенностях, интересах и хобби, о возможностях их семейного устройства, с приложением фотографий и рисунков воспитанников.

Многие дети имеют возможность общаться со своими родственниками посредством телефонной связи.  В связи с чем параллельно проводится работа по устройству детей в замещающие семьи. В региональный банк данных о детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, направляются фотографии детей, полная информация о ребенке, которая, по мере необходимости обновляется.

   В учреждении постоянно проводятся различные мероприятия, на которые приглашаются родители воспитанников, родственники воспитанников, а также граждане, желающие принять в свою семью ребенка. Для родственников и потенциальных опекунов, на ряду с зрелищными мероприятиями, специалистами учреждения проводятся консультации по вопросам, связанным с установлением опеки и попечительства, устройством ребенка в семью. 

     Несмотря на сложности, возникшие в 2020 году, связанные с глобальным вызовом из-за распространения инфекции COVID, специалисты отделения в полной мере продолжили работу по реализации права воспитанников жить и воспитываться в семье. В 2020 году над двумя воспитанниками учреждения была установлена опека. В 2021 году, в отношении двух воспитанников, в учреждение обратились граждане, желающие принять детей на воспитание в свою семью.  Реализация программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей - формировать в замещающей семье условия, оптимальные для ее развития и воспитания ребенка, предупреждать появление проблемных ситуаций и своевременно их устранять, предотвращать отказ от приёмных детей и жестокое обращение с ними.