Использование проективных методик в работе психолога.

    Одна из популярных методик использования в работе психолога с детьми с особыми образовательными потребностями - "Дерево с человечками". Данная методика относится к психодиагностике личности, для которой характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. Благодаря созданной экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её испытуемыми. Особенностью данного подхода является развитие диалога с дополнительными вопросами. Например, задавая определенного характера вопросы, мы получаем сюжетно ролевые аспекты. Для детей важно представлять дальнейшие действия выбранного «человечка», включаются механизмы образного мышления. Детям легко соотносить фигурки с близким окружением, выделяя при этом и свою позицию в социуме. Активные дети, часто выбирают позитивного и открытого человечка, а желание побыть другим объясняют тем, что хотели бы отдохнуть и выбирают более спокойных или просто дружелюбных человечков.

      В нашем учреждении мы провели диагностику у 38 детей в возрасте от 12до 18 лет.  Результаты показали, что 6 (15,7%) выбрали позу целеустремленного человека, что характеризует в преодолении трудностей. Коммуникабельных детей, стремящихся на помощь взрослым 7 (18,4%). У 4-х (10,5%) детей присутствует тревожность и замкнутость, ведущие к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.  Два ребёнка (5,2%) любят погружаться в свой мир, мечтать. И так же (5,2%) испытывают внутренний кризис, эмоциональные проблемы. Хороший показатель у 6-х (15,7%) детей нормальная позиция к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром. Завышенная самооценка у 5 (13.1%) требующих к себе максимального внимания окружающих как к себе любимому. Благодаря полученным данным, можно определить инструменты по преодолению тревожности и кризиса. Научить детей себя любить.