«Использование метода комплексного педагогического воздействия «Базальная стимуляция»

      Дети с ТМНР  существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных каналов компенсации их нарушений, и нуждаются в постоянной поддержке во всех областях жизнедеятельности, а также индивидуальном сопровождении на протяжении всей жизни.

     В Иркутском детском доме-интернате №1 ребёнок с ТМНР рассматривается как личность, способная активно функционировать в социуме, так как  коррекционно-развивающая работа строится с учётом ограничений жизнедеятельности каждого ребёнка и в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Эффективность педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела  специалисты используют метод комплексного педагогического воздействия «Базальная стимуляция» или «раздражение».

    Базальная (от греч. basis – основа, база)  помогает воздействовать интенсивными, «пробивающими» ограничения, раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. Используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума: тактильные (прикасания, обхватывания), вестибулярные (покачивания и поворачивания отдельных частей тела, движений тела вверх и вниз, ускорения и замедления некоторых движений), вибраторные (колебания, надавливание). Для того, чтобы ослабленные органы чувств детей с ТМНР могли прореагировать на раздражение, требуется более сильная, чаще повторяющаяся стимуляция, производимая в отсутствие других воздействий. Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТМНР осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности по уходу за ребёнком. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении с детьми с ТМНР, связанной с осуществлением мероприятий по обслуживанию.