«Воспитание в природе» в Монтессори пространстве

      Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу. Сенсорное развитие позволяет открыть для ребенка целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств. Осознать смену времён года детям помогают сезонные проекты. Осенью дети продолжают приобретать знания о природе, расширяют представление о мире растений наблюдая за тем, что происходит за окном. Изучают осенние листья, собирают гербарий. На уроках тишины  слушают звуки осени. Благодаря таким упражнениям, дети учатся концентрироваться и контролировать себя.

   Используя Монтессори-материалы, ребята наблюдают за изменениями в природе. В зоне упражнений практической жизни с удовольствием перекладывают, сортируют различные орехи, листья, используя деревянные щипцы или ложку, в математической зоне учатся считать при помощи осенних плодов, в зоне «Сенсорное развитие» в Монтессори-пространстве для изучения мира растений используется «Биологический комод», который относится к материалам для различения формы. С помощью деревянных пазлов можно увидеть, где у деревьев корни, ствол, ветви, как устроен цветок, плод. Особое внимание уделяется листовым пластинкам, их цвету, форме, размеру. Ботанический комод даёт возможность не только наблюдать многообразие форм листьев, но и подготовить руку к письму. Этому способствуют упражнения в размещении вкладышей в рамки, обводка и штриховка  вкладышей по внешнему и внутреннему контуру. Сверяя настоящие листья с вкладышами комода, дети убеждаются, что каждый конкретный лист имеет некоторые отличия в форме, свой размер. Упражнения помогают запомнить названия растений, различать их, понимать функцию частей растения. Работа с биологическим комодом способствует развитию речи и увеличению словарного запаса.  Во время занятий по развитию обоняния, дети учатся различать запахи, что способствует обогащению распознавательных и интеллектуальных возможностей детей.

     Сущность воспитания «в природе» заключается не в количестве приобретенных ребенком знаний о природе, а в качестве самостоятельных наблюдений и  эмоцио­нальной окрашенности взаимодействия ребенка с природой. Под воспитательным воздействием природы дети приучаются восхищаться каждой, даже самой незначительной ее частицей, будь то травинка или муравейник, понимать ее гар­монию и беречь.