Развитие практических навыков повседневной жизни посредством Монтессори-материалов

          Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Монтессори-материалы  устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. В комнате Монтессори  Иркутского детского дома №1 дети с удовольствием занимаются  в «зоне практической жизни». Все оборудование для занятий по формированию навыков практической жизни соответствует  росту  и силе детей, а упражнения подобраны таким образом, чтобы ребенок четко понимал цель своих действий в каждом из них.

           Зона практической жизни имеет особое значение для детей, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию. Один из навыков, который нужен нам ежедневно, сервировка стола. В этом нехитром, казалось бы, процессе очень много разнообразных действий.  Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. А салфетка с разметками становится для них хорошим помощником. С салфеткой ребенку легче запомнить правила сервировки.

            Все занятия взывают активный интерес у детей, так как основываются на повседневных домашних делах. По мере освоения навыков, ребенок начинает ощущать чувство собственного достоинства, так как теперь он может самостоятельно делать то, что раньше за него делали взрослые. Занятия в практической жизни по методике Марии Монтессори позволяют направить стремление детей к гармоничным целенаправленным действиям, совершенствуют поведенческие характеристики, способствуют самостоятельности и независимости ребенка от помощи взрослых, укрепляют чувство собственной значимости и достоинства ребенка, развивают ответственность перед окружающими людьми и обществом.