«Садовая терапия в реабилитации детей»

       В профессиональном сообществе специалистов постоянно появляются новые идеи и методы коррекционной и реабилитационной работы с детьми. Одним из таких методов является садовая терапия, которая, как считают некоторые, немного устарела, но на сегодняшний момент является постоянно развивающейся отраслью.

   Садовая терапия - это осознанное использование растений и природных материалов в программах реабилитации. С давних времен известно, что работа с растениями положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека, к тому же, садовая терапия - перспективное направление современной дефектологии, которое заслуживает пристального внимания специалистов.

    Технология садовая терапия активно и давно используется в Иркутском детском доме-интернате №1. Авторский проект под названием «Огород круглый год» под руководством педагога Евгении Литвиновой успешно реализуется и любим всеми детьми. Курс программы не имеет временных ограничений, воспитанники занимаются садовой терапией круглый год и это дает благоприятные результаты. Все начинается с выбора растений – они должны быть безопасны и полезны. Работая на практике в течение трёх месяцев ежедневно, дети получают знания и практический опыт, занимаясь с различными группами растений (овощные, цветочные культуры, плодово-ягодные и декоративные древесно-кустарниковые растения, комнатные растения). Под руководством Евгении Анатольевны дети учатся готовить различные типы почв, сеять семена овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикировать сеянцы, высаживать рассаду, черенковать комнатные растения и ягодные культуры, прививать плодовые культуры, подкармливать – то есть осваивают практические навыки выращивания растений.

    В целом, нами отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников, постоянно посещающих курс по садовой терапии. По сравнению с началом занятий уже к середине практики у ребят значительно снижается уровень тревожности, они адекватно оценивают свои способности, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении целей. Дети стремятся к сотрудничеству, у них выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим.  Работа с разными видами растений, знание их названий способствует расширению кругозора, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. В конце марта 2022 года авторские материалы Евгении Литвиновой были опубликованы на портале «Парад талантов России» и заслужил самую высокую оценку экспертной комиссии.