«Логопедический массаж – как средство коррекции речевых недостатков у детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью»

Контингент воспитанников учреждения в основе своей имеют сложные речевые диагнозы, такие как: дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия, поэтому в решении коррекционно-логопедических задач целесообразно применение логопедического (артикуляционного) массажа. С 2014 года логопед учреждения  Плуталова Э.С. использует на своих занятиях технику "Логопедический массаж", способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж -  это часть комплексной логопедической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.  Элла Станиславовна использует данную технику   на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Логопедический массаж  позволяет скорректировать у детей с нарушениями речи  звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Комплекс массажных движений рекомендуется формировать  в зависимости от индивидуальных проблем ребенка, страдающего речевой патологией. Использование логопедического массажа, как инновационной технологии в работе, дает следующие результаты:

- стимуляция разговорной речи  у детей с интеллектуальной недостаточностью;

- снижение  уровня саливации;

- снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции;

- активизация мышц с недостаточной сократительной способностью;

- стимуляция кинестетических ощущений;

- создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата

Динамика усвоения предлагаемого логопедом материала на коррекционно-логопедических занятиях с воспитанниками  с применением технологии «Логопедический массаж» возрастает, что отражается на сформированности коммуникативных навыков и умений детей с умственной отсталостью и способствует дальнейшей социализации детей данной категории в обществе.